Татьяна Богданова
Новое педагогическое мышление воспитателя в полоролевом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Законом РФ «Об образовании» предусмотрено внедрение в практику работы дошкольных учреждений авторских развивающих программ. Они создаются в соответствии с идеей интеграции учебного материала и методических разработок развивающего характера. Благодаря им решаются актуальные вопросы социализации дошкольника : формирование навыков взаимодействия с окружающей средой, общения со взрослыми и сверстниками, социально адекватного поведения на основе гуманного отношения к миру.
В настоящее время преимущественно развиваются образовательные учреждения, работающие в инновационном режиме, как наша «Радуга».
Публикация «Новое педагогическое мышление воспитателя в полоролевом воспитании дошкольников» размещена в разделах
Но следует особо подчеркнуть, что в «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» говорится, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственность за решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Очевидно, что без развития воспитателя не может состояться и развитие воспитанника. Они находятся в творческом взаимодействии и сотрудничестве, обеспечивают успех друг другу в своей самореализации, в развитии духовно-нравственного потенциала личности.
Наблюдения за инновационными процессами свидетельствуют, что педагог способен определить перспективы своего саморазвития, самосовершенствования, а также обучить этому своего воспитанника. Профессиональное развитие педагога происходит более интенсивно, когда он включается в опытно-экспериментальную работу.
Участие в инновационной деятельности формирует новую позицию воспитателя, который должен обладать такими качествами, как:
-профессиональная зрелость - готовность педагога к инновационной профессионально- педагогической деятельности.
-личностная зрелость - самостоятельность и ответственность за принятие жизненных и профессиональных решений;
- духовная зрелость - жизненная мудрость, осознание необходимости жить и творить добро, нести любовь детям. Наше ДОУ заканчивает экспериментальную работу по теме «Психолого-педагогические условия развития пола ребенка-дошкольника» и подводит итоги работы за пять лег.
Анализ свидетельствует, что работа направлена на выявление и развитие полотипических проявлений мальчиков и девочек дошкольного возраста. Нами выделен аспект полоидентификационных различий в процессе воспитательной работы, который имеет несомненное значение для развития личности ребенка, начиная с дошкольного возраста.
Он нашел конкретное воплощение в формах работы воспитателя. Воспитатель детского сада сможет помочь дошкольнику приобрести значимое социальное качество - осознание себя как носителя женской или мужской роли только благодаря систематическим занятиям с детьми. Нами разработан цикл полоролевых игр (о чем говорилось в предыдущих публикациях) и занятий, о которых пойдет речь сегодня.
В результате целенаправленного проведения занятий: «Давайте узнаем друг друга», «Из чего же сделаны мальчишки», «Тайны моего «Я», «Я-мальчик, я-девочка-будущая семья», «Дом, в котором я живу», «Счастливая семья», «Цветочный магазин», «Взаимоотношения между мужчинами и женщинами» и различных заданий развивающего характера у дошкольников формируются навыки общения с ровесниками и взрослыми, людьми противоположного пола.
Особо следует выделить занятия, где ребёнок учится лучше понимать внешние качествам личностные характеристики, отличающие мальчиков и девочек. Постепенно формируются навыки культуры общения на основе понимания особенностей мужского и женского стиля поведения. Закрепляются представления о мальчиках и девочках - будущих родителях.
Девочки становятся более женственными, аккуратными, у них появляется особое обаяние, которое складывается из душевной мягкости, нежности, доброты, участия к окружающим, стремления к красоте.
Следует отметить, что в настоящее время, в связи с изменившейся социальной ситуацией, нужно уделять внимание тому, что в современной девочке важно воспитывать инициативность, предприимчивость, развивать творческое начало, потому что это черты, необходимые современной женщине. У мальчиков, помимо формирования знаний, что он будущий глава семьи, должен ее обеспечивать, должны быть умение отвечать за свои поступки, смелость, сдержанность, самодисциплина, благородство, бережное отношение к девочкам, к женщинам, к младшим братьям и сестрам, детям - полный набор джентльменских качеств. Это знают и педагоги, поэтому они целенаправленно подготавливают детей к будущим партнерским отношениям в семье.
Воспитатель развивает самостоятельную гуманную, владеющую прочными знаниями, умениями, навыками, сочетающимися с творческими способностями, личность определенного пола ребенка-дошкольника, исходят из установки: «можно научить каждого и можно обеспечить развитие каждого». Это побуждает нас, педагогов, к постоянному поиску новых развивающих технологий обучения, повышая качество воспитательного процесса.