Нина Митрофанова
Формирование навыков связной речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
При проведении занятий с детьми по формированию навыков связной речи разработали тематическую последовательность для детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Дети с указанной патологией при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи.
Одним из таких факторов является наглядность, при которой происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства выделили моделирование плана высказывания. Расположили виды рассказывания в порядке постепенного убывания наглядности, а также «свертывания» смоделированного плана.
Публикация «Формирование навыков связной речи в старшей группе» размещена в разделах
Обозначился следующий порядок:
-воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемым действиям;
-составление рассказа по следам продемонстрированных действий;
-пересказ текста с использованием магнитной доски;
-пересказ текста с использованием серии сюжетных картинок;
-пересказ текста с использованием сюжетной картинки;
-составление рассказа по сюжетной картинке.
Затем к этим видам рассказывания добавили:
-составление описательных и сравнительных рассказов.
Из опыта работы имеем подтверждение, что при описании и сравнении предметов и объектов дети испытывают затруднения, связанные :
-с самостоятельным определением при рассмотрении предмета его главных признаков и свойств;
-с установлением последовательности в изложении выявленных признаков;
-с удержанием в памяти этой последовательности.
Учитывая сказанное, используем в работе схемы для составления описательных и сравнительных рассказов в рамках наиболее типичных групп предметов, таких как игрушки, одежда, мебель, посуда, животные и др.
Речевой материал в ходе занятия усложняем постепенно.
Использование этих схем позволяет более эффективно проводить занятия по описанию и сравнению предметов.