Валентина Старцева
Консультация «Ранняя профориентация для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 3-Х ЛЕТ…
ВОЗМОЖНО ЛИ ТАКОЕ?
Ильюшина Ольга Викторовна, старший воспитатель
МАДОУ “Детский сад “Город мастеров” г. Перми
Старцева Валентина Сергеевна, воспитатель
МАДОУ “Детский сад “Город мастеров” г. Перми
Аннотация: в статье представлен опыт работы МАДОУ “Детский сад “Город мастеров” г.
Перми по формированию представлений о профессиях у детей младшего дошкольного
возраста.
Публикация «Консультация „Ранняя профориентация для дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Ключевые слова: профессиональное определение, трудовое воспитание, социализация
“Профессиональное определение с 3-х лет - это очень рано!” - скажете
вы…
Мы вам скажем: “В самый раз!”
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона РФ “Об образовании”
воспитание рассматривается как деятельность, направленная на “. развитие
личности, создание условий для самоопределения и социализации
обучающегося на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей и
принятых в обществе норм и правил поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства…”.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования одно из направлений социально-коммуникативного развития - это
формирование позитивных установок к различным видам творчества и труда.
В Профессиональном стандарте “Педагог” одним из трудовых действий
воспитателя является “. формирование способности к труду и жизни в
условиях современного мира”.
Мы развиваем кругозор ребенка в профессиональном мире. Вопрос, в
каком качестве, в какой форме это происходит и для чего это делается.
Итак, первый вопрос: в каком качестве?
В качестве формирования положительного отношения ребенка к труду и
профессии как источнику существования человека. По мнению заслуженных
педагогов (В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко, В. И. Логиновой и др.) трудовое
воспитание детей дошкольного возраста играет огромную роль в становлении
личности.
Как можно приблизить малышей к труду взрослых? В дошкольной
педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых и, как
следствие, трудовой деятельности: наблюдение за трудом, частичная помощь
детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей.
Причем в совместном труде взрослый может выступить как образец для
подражания не только своими умениями, но и отношением к работе.
Вопрос второй: в какой форме происходит формирование представлений
о профессиях у детей младшего дошкольного возраста?
Отношение к профессиям у человека формируется в ходе социализации
личности, активизирующейся примерно с 2,5-3 лет. В этом возрасте ребенок
начинает посещать детский сад, где впервые узнает о разных видах
деятельности. Возраст с 3 до 7 лет считается самым благоприятным для
учебно-воспитательного воздействия. Этот период оптимален, чтобы прививать
любовь к труду и уважительное отношение к любому законному виду
занятости, знакомить в игровой форме с основными чертами профессий,
формировать навыки, которые будут в дальнейшем развиваться и оттачиваться
во время учебы в школе.
И формы для этого мы подбираем разнообразные - от наблюдения и
экскурсий за трудом работников детского сада до профессиональных проб в
мастерских. Мы подпитываем наглядно-образное восприятие младших
дошкольников специально созданной средой детского сада: в МАДОУ “Детский
сад “Город мастеров” выстроена модель города со своей инфраструктурой,
улицами и домами. В нашем саду существует «Спортивно – оздоровительный
комплекс», «Управление поддержки и развития», “Логоroom”, “Управление
здравоохранением”, “Изоroom”. И групповые помещения – это дома, которые
имеют свои адресные таблички, на которых указаны названия улиц и номера.
Мы используем разные формы взаимодействия для ознакомления детей с
профессиями : творческий конкурс «ПрофиМода, я как мама, я как папа» для
формирования представлений детей о профессиях своих родителей; создание
совместно с родителями игр по профессиям также в конкурсном формате
“Профи-игры”; использование метода интеллект-карт при знакомстве с
профессиями, а также разработку методического кейса обучающих программ
“МастерОК” для детей младшего и среднего возраста.
И, наконец, третий вопрос: для чего это делается?
Ознакомление младших дошкольников с профессиями в разных формах и
степени позволяют подготовить малышей к освоению более сложных программ
в рамках развития приоритетного направления системы дошкольного
образования Перми и Пермского края; способствуют следованию целевым
ориентирам ФГОС; формируют у детей качества личности, необходимые для
осуществления успешной трудовой деятельности, в будущей взрослой жизни:
ответственность за порученное дело, планирование и согласовывание своих
действий с партнерами, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Дети
вникают в суть профессии, проявляют к ней интерес и создают собственные
проекты.