Папки-передвижки

НОД «Ранняя весна. Куклы «Мартинички» (2 фото)

Марина
НОД «Ранняя весна. Куклы «Мартинички»
▼ Скачать + Заказать документы

НОД «Ранняя весна. Куклы «Мартинички»

Организованная образовательная деятельность.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы, художественно – продуктивная.

Цели.

Образовательные: научить детей ориентироваться в прошлом.

Познакомить детей с народным обрядом «закликания» весны.

Рассказать детям об изготовлении самодельных кукол – мартиничек из разноцветных шерстяных ниток.

Побуждать детей понимать назначение кукол – мартиничек.

Расширять и закреплять знания о народной самодельной кукле.

Публикация «НОД „Ранняя весна, Куклы „Мартинички“» размещена в разделах

Воспитательные: продолжать воспитывать детей на народных традициях, углублять знания о народном творчестве.

Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

Коррекционные: закреплять у детей навыки связной речи, грамматического строя речи, развивать зрительное внимание и восприятие, развивать фонематические представления, память, логическое мышление.

Развивать у детей мелкую моторику рук, терпение.

Планируемые результаты: дети умеют поддерживать беседу, проявлять интерес и внимание во время прослушивания художественного произведения о природе, с интересом разгадывают загадки, запоминают пословицы и поговорки, стихи.

Предварительная работа: наблюдения за приметами наступающей весны: чистое голубое небо, лёгкие кучевые облака, яркое солнце.

Рассмотреть сосульки на крышах, послушать песенку весенней капели, послушать, как весело зачирикали воробьи и затенькали синички.

Понаблюдать за тем, как изменилась погода: стало теплее, день стал длиннее.

Предложить детям подставить лица и ладошки солнышку и почувствовать, каким оно стало тёплым.

Развивающая среда: иллюстрации с изображением весны.

Рассказ «Весна». Стихи, народные приметы о весне.

Шерстяная пряжа (красного и белого цветов, ножницы, цветная проволока.

Организационный момент.

Воспитатель загадывает детям загадку:

«Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает, когда это бывает?»

Дети рассматривают иллюстрации о весне. Рассказывают о приметах весны. Обобщая ответы детей, воспитатель предлагает послушать рассказ о весне и пересказать его: «Наступает тёплая весна. Ярче светит солнышко. Начали таять снег и сосульки, побежали ручейки, появляются проталины. Погода становится всё теплее, на ветках деревьев начинают набухать почки. Прилетают грачи. Грачи вьют гнёзда на деревьях».

Воспитатель объясняет детям значение словосочетаний: набухают почки, вить гнёзда.

Вопросы:

- Какое время года наступает?

- Как светит солнышко?

- Что происходит, когда тает снег?

- Какой становится погода?

- Где набухают почки?

- Кто прилетает весной?

- Что делают грачи, когда прилетают?

Дети пересказывают рассказ, педагог следит за правильным звукопроизношением, учит пользоваться развёрнутой фразовой речью, хвалит детей за правильный и полный пересказ текста.

Педагог объясняет детям, что начавшийся период весны называют ранней весной - первый месяц весны называется март, предлагает детям запомнить

Народные приметы:

- В марте день с ночью мерятся, равняются.

- Длинные сосульки – к длинной весне.

- Снег скоро тает, и вода бежит дружно – к мокрому лету.

- Увидел грача – весну встречай!

- Ранний прилет грачей – к тёплой весне.

Дети называют те «Народные приметы», которые запомнили.

Дидактическая игра «Найди и назови предмет»:

на иллюстрациях о весне найти сначала три предмета, в названиях которых есть звук «Л», потом – три предмета, в названиях которых есть звук «Ль». Педагог учит детей определять места указанных звуков в этих словах Например, в слове «солнце» звук «Л» - в середине, а в слове «лужи» – в начале, в слове «сосульки» звук «Ль» - в середине, а в слове «льдины» – в начале.

Дидактическая игра «Кто больше назовёт весенних слов».

Дети называют слова (весна, март, солнце, проталинка, подснежник, лужи, сосульки, ручейки, грачи и т. д.).

Динамическая пауза.

Дидактическая игра «Семейка слов» с мячом – для развития ловкости и активизации и расширения словаря. Педагог поочерёдно бросает мяч детям и задаёт вопрос. Дети ловят мяч, отвечают на вопрос и возвращают мяч педагогу.

Вопросы:

- образуй слово от весеннего слова солнце (солнечный);

- назови слово солнце ласково (солнышко);

- образуй слово от слова таять (проталина);

- назови слово проталина ласково (проталинка);

- образуй слово от слова луч (лучистый, лучистое);

- назови слово луч ласково (лучик).

Заучивание стихотворения:

Март – и день прибавился,

Март – и снег убавился.

Уходи, мороз, март весну принёс.

К нам грачи летят, и ручьи звенят!

Дети читают стихотворение, педагог следит за правильным звукопроизношением, темпом и ритмом речи, чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи.

Педагог рассказывает детям о том, что так «закликали» весну в старину.

Педагог показывает детям самодельные куколки «Мартинички» из шерстяной пряжи, рассматривает с детьми эти необычные куколки, рассказывает об обряде «закликания» весны:

Обрядом «закликания» весны начинался цикл весенне – летних праздников в русской деревне. Главными участниками были сельская детвора и молодёжь, обязательным атрибутом являлись маленькие нитяные куколки.

Праздник приходился на начало весны, на март, поэтому кукол называли «мартиничками». Их вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев, где их раскачивал и вертел весенний ветер. Мартинички, ярким контрастом красок дополняли шумные детские игры, с выпеченными из пшеничного или ржаного теста небольшими птичками – «жаворонками». 22 марта, в день весеннего равноденствия, не было такого уголка в России, где бы не пеклись жаворонки, чувильки и другие печенья в форме птиц. Говорят, что в этот день из – за моря прилетают сорок птиц вешних, поэтому в этот день песенками, и закличками, и печёными жаворонками призывали приход весны.

После своего рассказа педагог предлагает детям смастерить таких же кукол. Детям предлагается необходимый материал, объясняется и показывается последовательность выполнения задания, оказывается помощь. Дети могут выполнять задание по показу педагога.

Фото «Мартинички»

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Перспективное планирование с учетом ФГТ по программе «Детство», старшая группа № недели 1 неделя Тема: Я среди людей Вид непосредственнообразовательной деятельности Понедельник Коммуникативная Развитие речи «Что.

Примерная циклограмма образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Первая половина дня Вторая половина дня Утро Индивидуальная работа (на основе педагогической диагностики). Совместная деятельность: – игровая;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Ранняя весна. Куклы «Мартинички»
Опубликовано: 7 февраля 2015 в 09:51
+101Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД «Ранняя весна. Куклы «Мартинички»» (включая файлы) размещена пользователем Марина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 65.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД