Марина
НОД «Ранняя весна. Куклы «Мартинички»
▼ Скачать + Заказать документы
Организованная образовательная деятельность.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы, художественно – продуктивная.
Цели.
Образовательные: научить детей ориентироваться в прошлом.
Познакомить детей с народным обрядом «закликания» весны.
Рассказать детям об изготовлении самодельных кукол – мартиничек из разноцветных шерстяных ниток.
Побуждать детей понимать назначение кукол – мартиничек.
Расширять и закреплять знания о народной самодельной кукле.
Публикация «НОД „Ранняя весна, Куклы „Мартинички“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Куклы из ниток, Мартинички
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
Воспитательные: продолжать воспитывать детей на народных традициях, углублять знания о народном творчестве.
Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
Коррекционные: закреплять у детей навыки связной речи, грамматического строя речи, развивать зрительное внимание и восприятие, развивать фонематические представления, память, логическое мышление.
Развивать у детей мелкую моторику рук, терпение.
Планируемые результаты: дети умеют поддерживать беседу, проявлять интерес и внимание во время прослушивания художественного произведения о природе, с интересом разгадывают загадки, запоминают пословицы и поговорки, стихи.
Предварительная работа: наблюдения за приметами наступающей весны: чистое голубое небо, лёгкие кучевые облака, яркое солнце.
Рассмотреть сосульки на крышах, послушать песенку весенней капели, послушать, как весело зачирикали воробьи и затенькали синички.
Понаблюдать за тем, как изменилась погода: стало теплее, день стал длиннее.
Предложить детям подставить лица и ладошки солнышку и почувствовать, каким оно стало тёплым.
Развивающая среда: иллюстрации с изображением весны.
Рассказ «Весна». Стихи, народные приметы о весне.
Шерстяная пряжа (красного и белого цветов, ножницы, цветная проволока.
Организационный момент.
Воспитатель загадывает детям загадку:
«Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает, когда это бывает?»
Дети рассматривают иллюстрации о весне. Рассказывают о приметах весны. Обобщая ответы детей, воспитатель предлагает послушать рассказ о весне и пересказать его: «Наступает тёплая весна. Ярче светит солнышко. Начали таять снег и сосульки, побежали ручейки, появляются проталины. Погода становится всё теплее, на ветках деревьев начинают набухать почки. Прилетают грачи. Грачи вьют гнёзда на деревьях».
Воспитатель объясняет детям значение словосочетаний: набухают почки, вить гнёзда.
Вопросы:
- Какое время года наступает?
- Как светит солнышко?
- Что происходит, когда тает снег?
- Какой становится погода?
- Где набухают почки?
- Кто прилетает весной?
- Что делают грачи, когда прилетают?
Дети пересказывают рассказ, педагог следит за правильным звукопроизношением, учит пользоваться развёрнутой фразовой речью, хвалит детей за правильный и полный пересказ текста.
Педагог объясняет детям, что начавшийся период весны называют ранней весной - первый месяц весны называется март, предлагает детям запомнить
Народные приметы:
- В марте день с ночью мерятся, равняются.
- Длинные сосульки – к длинной весне.
- Снег скоро тает, и вода бежит дружно – к мокрому лету.
- Увидел грача – весну встречай!
- Ранний прилет грачей – к тёплой весне.
Дети называют те «Народные приметы», которые запомнили.
Дидактическая игра «Найди и назови предмет»:
на иллюстрациях о весне найти сначала три предмета, в названиях которых есть звук «Л», потом – три предмета, в названиях которых есть звук «Ль». Педагог учит детей определять места указанных звуков в этих словах Например, в слове «солнце» звук «Л» - в середине, а в слове «лужи» – в начале, в слове «сосульки» звук «Ль» - в середине, а в слове «льдины» – в начале.
Дидактическая игра «Кто больше назовёт весенних слов».
Дети называют слова (весна, март, солнце, проталинка, подснежник, лужи, сосульки, ручейки, грачи и т. д.).
Динамическая пауза.
Дидактическая игра «Семейка слов» с мячом – для развития ловкости и активизации и расширения словаря. Педагог поочерёдно бросает мяч детям и задаёт вопрос. Дети ловят мяч, отвечают на вопрос и возвращают мяч педагогу.
Вопросы:
- образуй слово от весеннего слова солнце (солнечный);
- назови слово солнце ласково (солнышко);
- образуй слово от слова таять (проталина);
- назови слово проталина ласково (проталинка);
- образуй слово от слова луч (лучистый, лучистое);
- назови слово луч ласково (лучик).
Заучивание стихотворения:
Март – и день прибавился,
Март – и снег убавился.
Уходи, мороз, март весну принёс.
К нам грачи летят, и ручьи звенят!
Дети читают стихотворение, педагог следит за правильным звукопроизношением, темпом и ритмом речи, чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи.
Педагог рассказывает детям о том, что так «закликали» весну в старину.
Педагог показывает детям самодельные куколки «Мартинички» из шерстяной пряжи, рассматривает с детьми эти необычные куколки, рассказывает об обряде «закликания» весны:
Обрядом «закликания» весны начинался цикл весенне – летних праздников в русской деревне. Главными участниками были сельская детвора и молодёжь, обязательным атрибутом являлись маленькие нитяные куколки.
Праздник приходился на начало весны, на март, поэтому кукол называли «мартиничками». Их вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев, где их раскачивал и вертел весенний ветер. Мартинички, ярким контрастом красок дополняли шумные детские игры, с выпеченными из пшеничного или ржаного теста небольшими птичками – «жаворонками». 22 марта, в день весеннего равноденствия, не было такого уголка в России, где бы не пеклись жаворонки, чувильки и другие печенья в форме птиц. Говорят, что в этот день из – за моря прилетают сорок птиц вешних, поэтому в этот день песенками, и закличками, и печёными жаворонками призывали приход весны.
После своего рассказа педагог предлагает детям смастерить таких же кукол. Детям предлагается необходимый материал, объясняется и показывается последовательность выполнения задания, оказывается помощь. Дети могут выполнять задание по показу педагога.
Спасибо за внимание!