марина богачева
Организация деятельности с детьми по правилам безопасного поведения (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и навыки персональной безопасности. Задача нас, педагогов и родителей,состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научился их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.
Публикация «Организация деятельности с детьми по правилам безопасного поведения (из опыта работы)» размещена в разделах
В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами работа по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности ведётся по разделам :
«Ребёнок и другие люди»;
«Ребёнок и природа»;
«Ребёнок дома»;
«Здоровье ребёнка»;
«Эмоциональное благополучие ребёнка»;
«Ребёнок на улицах города".
Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира, поэтому работа с детьми должна носит комплексный характер.
В своей работе я использую разнообразные методы ознакомления детей с основами безопасности : наблюдение, сравнение, игра, метод моделирования ситуаций, повторение, придумывание сказок на разные темы, игры-драматизации.
Для того чтобы ребенок научился правильно вести себя с незнакомыми людьми я изготовила игру «Один дома».Дети по карточкам рассказывают как бы они поступили в той или иной ситуации. Беседа «Кому ты откроешь дверь» учит детей с осторожностью относиться к незнакомцам, сразу обращаться за помощью к родителям. В дальнейшем это поможет детям избежать неприятностей.
Как сформировать у детей понятие «пожарная безопасность», закрепить знания о причинах возникновения пожара? Я создала ситуацию близкую к реальности в развлечении «Пожарные на учениях». Дети отбирали из различных предметов те которые могут вызвать пожар, когда вызывали пожарную охрану четко произносили свой домашний адрес, имя и фамилию. С удовольствием ребята отгадывали загадки, справились с заданиями «Договори словечко», читали выученные стихи на противопожарную тематику. Кто знает, может спустя несколько лет кто-то из моих детей выберет в жизни эту трудную, ответственную и достойную уважения профессию – пожарный. Продолжение работы по пожарной безопасности отразилось в беседе «Электроприборы могут стать причиной пожара», где закрепляли знания о мерах пожарной безопасности. Дети узнали, как уберечь себя от ожогов, так же узнали, что солнечный ожог может принести не меньше неприятностей, чем ожог огня. Благодаря практическим играм, научились оказывать первую помощь при ожогах.
Часто дети не знают как правильно вести себя на природе. Для того чтобы им в этом помогли их родители я создала папку-передвижку «Правила поведения на природе «Теперь я думаю гуляя по лесу с родителями дети первыми напомнят им,что мусор после себя оставлять нельзя. Игра «Не всякому грибу место в лукошке» закрепляет знания детей о том, что грибы бывают съедобные и несъедобные и о том, как нужно собирать грибы, не нарушая грибницы. Рассматривая буклет «Природа и человек», дети познакомились с правилами поведения в природе, после просмотра которого самостоятельно смогли сделать выводы о том, что нельзя разорять птичьи гнёзда, муравейники, рвать полевые цветы, уносить из леса домой животных, вырезать надписи на деревьях, мусорить и разбивать стекло в природе, обижать насекомых. Это поможет им хоть немного сохранить природу в наших красивых лесах.
Особое значение в своей работе с детьми я уделяю закреплению правил дорожного движения, а также изучению дорожных знаков. Чтобы лучше все это усвоить дети часто играют в настольные игры «Светофор», «Собери знак» и «Дорожные знаки». Пускай они спорят между собой возле какого знака можно переходить дорогу, ведь в споре рождается истина! А потом все это мы закрепляем на участке детского сада, играя в сюжетно-ролевую игру «Пешеходный переход». Вот тут дети реально смогут применить сои знания на практике. Маша Шаповалова везет коляску с малышом только по «зебре», а Ваня Чернышов и Паша Шевляков притормозили на красный сигнал светофора. Поможет ли это им в дальнейшем? Я думаю, безусловно! Мои воспитанники принимали участие в акции «Пешеход на переход», конкурсе рисунков «Зеленый огонек», «Мы за безопасное движение».
Зимой, когда не всегда можно гулять на улице, мы не теряем время зря. При помощи картинок и моделей мы закрепляем знания о поведении зимой на улице, а именно, что зимой нельзя ходить под козырьком домов, кататься на коньках следует только в специально отведённых местах, а не на водоёмах, на льду нельзя толкаться. В таких беседах всегда стараюсь воспитывать уважительное, дружеское и заботливое отношение друг к другу. И я думаю, мне это удается. Я уверенна, что мои дети всегда помогут подняться своему товарищу, если он упадет на льду.
Воспитанники моей группы принимают активное участие в городских конкурсах рисунков по ГО и ЧС. Семья Федоровой Влады в прошлом году стала призером детского сада. В этом году участников конкурса будет еще больше, потому что в условиях современного общества проблема безопасности стоит особенно остро.
Вовлекать в процесс обучения необходимо и родителей, которые должны являться примером для своих детей. Поэтому для родителей систематически оформляются различные памятки и буклеты, папки – передвижки. В информационных уголках размещаются консультации: «Азбука дорожной безопасности», «Безопасность детей на улицах города», «Безопасность ребёнка дома»; «Огонь и дети» и др. Надо чтобы родители больше стали задумываться о здоровом и безопасном образе жизни своей семьи, о необходимости его соблюдения не только в детском саду, но и дома.
Но самый лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребёнка взрослых. Давайте не на словах, а на деле покажем нашим детям как сохранить наш мир таким же прекрасным, а нашу жизнь