Александра Михайловна Кузнецова
Песочная терапия как средство развития речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
Кузнецова Александра Михайловна (учитель-дефектолог).
Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дудинский детский сад комбинированного вида «Рябинка» (ТМБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида «Рябинка»).
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья дошкольников. Поэтому усилия работников ДОУ сегодня, как никогда, направлены на оздоровление ребёнка и культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии.
Учитывая все данные особенности коммуникативных и речевых способностей детей с ЗПР, современная наука предлагает множество самых разнообразных способов их развития : беседы, игры, сказкотерапия и др. Однако, хочется выделить особенности и преимущества такого направления, как песочная терапия, хотелось бы обратить внимание на её использование в качестве метода развития коммуникативных способностей и развития речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР).
На современном этапе развития дошкольного образования большое внимание уделяется проблеме развития коммуникативных способностей ребёнка, которые включают в себя такие составляющие, как:
• вербальные способы общения, осуществляемые посредством речи и предполагающие правильное её использование;
• невербальные способы общения, включающие мимику, пантомимику и др. ;
• акустическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность, включение в речь пауз, смеха, плача и др.);
• тактильную (прикосновения, пожатие руки, объятия);
• способность выражать свои чувства, потребности, желания, и понимать чувства других людей, эмпатия, сопереживание, умение взаимодействовать с другими детьми и пр.
Работая в детском саду учителем-дефектологом, с детьми с ЗПР, детским аутизмом, тяжелыми нарушениями речи (ТНР) обращаю внимание на сложность организации совместной деятельности с детьми. Такие дети испытывают трудности коммуникативного характера, им трудно установить контакт со сверстниками и взрослыми, так как сказывается недостаточность языковых средств. Такие пособия, как сюжетные картинки чаще всего не вызывают интереса у наших детей. Отчасти поэтому в течении занятия наблюдается низкая речевая активность. Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой психического развития, нередко становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными.
Передо мной стояла задача способствовать развитию умения детей развивать свои коммуникативные и речевые способности. Одним их таких средств я выбрала песочную терапию. Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения.
Песочная терапия, представляет собой один из видов арт-терапии, она стала довольно популярной в последнее время и зарекомендовала себя как эффективное средство в работе с детьми с ЗПР с речевыми нарушениями. Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева [1, 2]. Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Цель такой терапии – не менять и переделывать ребенка, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. Её можно использовать в работе с детьми как воспитателю, так и родителям, начиная с младшего возраста.
Выбрав песочную терапию у меня появилась возможность произвести частичный перенос традиционных педагогических занятий в песочницу и это дало больший образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием кинестетической чувствительности и мелкой моторики, дети прислушиваются к себе и проговаривают свои ощущения. А это способствует развитию речи, коммуникации, обогащению словаря, развитию произвольного внимания и памяти. Песочная терапия помогает в работе с трудными детьми, с детьми агрессивного поведения и при адаптации детей к детскому саду.
В результате изучения научно-методической литературы и обзора информации по исследуемой теме в интернете, а также разработки игр для занятий с детьми мне удалось пополнить и конкретизировать свои знания по данной теме и использовать полученные знания в практике [1, 2, 3, 4, 5].
Основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир, а игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка. Песок – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Игры с песком использую как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе на занятиях. Опыт работы показывает, что использование песочной терапии позволяет :
- стабилизировать психоэмоциональное состояние;
- совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
- стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;
- развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию;
- стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор.
Развитие речи детей в процессе работы с песком осуществляю в нескольких направлениях:
- во-первых, в процессе обогащения словаря обучающихся, который первоначально используется ими на занятиях, а затем постепенно входит в активный словарный запас;
- во-вторых, в процессе становления и развития речи как средства общения;
- в-третьих, в процессе совершенствования регулирующей функции речи, содержащей большой потенциал позитивного воздействия на коррекцию и развитие целенаправленной деятельности детей.
Мои воспитанники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта, для профилактики и коррекции психических состояний каждого ребенка. Наш практический опыт показал, что игры с песком снимают стресс у детей, снижают уровень нервно-психического напряжения, поднимают настроение детей, способствуют возникновению у них положительных эмоций.
Самое главное преимущество данного метода – это его универсальность.
Во-первых, данный вид работы имеет развивающую функцию и заинтересует самого неусидчивого, активного ребенка, то есть повышается мотивация ребенка к выполнению заданий. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика). В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. И конечно, речевому развитию детей.
Такая работа положительно влияет на развитие детей, с которыми я провожу коррекционную работу. Дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние и на развитие речи. Дети начинают лучше разговаривать и проявлять элементы связной речи. Песочница - это прекрасная развивающая среда для работы с детьми дошкольного возраста с различными стартовыми возможностями.
Список литературы
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии. – СПб. : Речь, 2002.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб. : ИСПиП, 1998.
3. Зеленцова-Пешкова Н. В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. – СПб. : Детство-пресс, 2015.
4. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб. : Речь, 2006.
5. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб. : Речь, 2007.