Лучший педагог года

Особенности учебной деятельности одарённых детей

Нина Митрофанова
Особенности учебной деятельности одарённых детей

А чему и как учить детей с незаурядными умственными возможностями, как способствовать их оптимальному развитию?

Программы для одаренных детей должны отличаться от обычных учебных программ. Обучение таких детей должно отвечать их существенным потребностям. Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитывать учебные программы для них.

К таким общим особенностям относятся следующие :

- способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений;

Публикация «Особенности учебной деятельности одарённых детей» размещена в разделах

- потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них;

- способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения;

- целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного;

- обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников.

В рамках индивидуальных программ обучения одаренных учащихся должны разрабатываться специальные развивающие программы по отдельным предметам.

Учитывая особые потребности и возможности детей с общей одаренностью, а также цели обучения таких детей, можно выделить необходимые требования к программам обучения для интеллектуально одаренных учащихся.

Программы обучения должны:

- включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;

- использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний;

- предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т. д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;

- учитывать интересы одаренного ребенка и в максимальной мере поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;

- содействовать изучению способов получения знаний (процедурных знаний, или «знаний о том, как»);

- обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;

- поддерживать и развивать самостоятельность в учении;

- гарантировать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации;

- обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности;

- способствовать развитию рефлексии, самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;

- включить элементы индивидуализированной, психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности каждого одаренного ребенка.

Инициативу разработки гибких программ могут взять на себя психолог, наставник, классный руководитель, учитель-предметник, кто-либо из родителей или сами ученики (старшеклассники) и привлечь к участию в разработке программ лиц, заинтересованных в судьбе одаренных учащихся.

К разработке содержания учебных программ применяются три основные стратегии. К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение, углубление и обогащение.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, следует признать все-таки нецелесообразным выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам.

Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими, чтобы научится жить среди «нормальных» людей, общаться и работать с ними. Это позволит создать условия и для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности.

Однако при этом не исключается возможность создания групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий или групп учащихся, работающих по особым методикам, корректирующим в случае необходимости погрешности в усвоении одаренными учащимися материала отдельных учебных дисциплин.

Формы работы с одаренными детьми могут быть разделены на урочные и внеурочные.

Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности могут найти широкое применение в рамках семинарской формы работы, в различных практикумах и при проведении лабораторных занятий в условиях деления класса на подгруппы при изучении профильных дисциплин.

Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм, методов и приемов работы.

Рекомендуемые активные формы познавательной деятельности для использования на занятиях с одарёнными детьми :

1. Семинар.

2. Диспут.

3. Обсуждение сообщений, докладов, рефератов.

4. Конференция.

5. Чтения (литературные, исторические, научные).

6. Защита (проекта, программы, реферата).

7. Олимпиада.

8. Турнир.

9. Викторина (викторина с вариантами ответов, заочная викторина).

10. Аукцион знаний.

11. Мозговая атака.

12. Брейн-ринг, КВН.

13. Устный журнал.

14. Заочное путешествие во времени и пространстве.

15. Встреча со специалистами, учёными, изобретателями и рационализаторами, авторами научно-популярной литературы.

16. Пресс-конференция.

17. Час вопросов и ответов.

18. Смотр знаний и умений.

19. Эстафета (рассказ-эстафета, задание-эстафета).

20. Познавательные игры.

Публикации по теме:

Государственные программы развития системы поддержки одарённых детей "Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает государство слабым". Ф. Вольтер В настоящее время внимание к проблеме одарённых.

Конспект организованной учебной деятельности для детей старшей логопедической группы «Звуки [М], [М’]» Конспект организованной учебной деятельности для детей старшей логопедической группы Образовательная область: «Коммуникация» Раздел: «Произношение».

Конспект организованной учебной деятельности для детей второй младшей группы «А на ручках пальчики — девочки и мальчики» Образовательная область: «Коммуникация», «Здоровье». Раздел: Художественная литература Тема: А на ручках пальчики – девочки и мальчики».

Личностные особенности одарённых детей «Одарённый», «способный», «талантливый» - эти слова довольно часто (особенно в последнее время) произносятся педагогами, психологами и родителями.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Оформление учебной комнаты «Летнее настроение»Оформление учебной комнаты «Летнее настроение» Из четырех времен года: зимы, весны, осени, лета, последнее мое любимое время года. Три летних месяца дарят нам много хорошего, интересного,.

Оформление учебной зоны кабинета в начальной школе Начальная школа – это особый мир, в котором обучение, воспитание и игра составляют единое целое. Оформление кабинета начальной школы отражает.

Особенности коррекционно-профилактической деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с НОДАОсобенности коррекционно-профилактической деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с НОДА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Дюймовочка» Старооскольского городского округа Особенности.

Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.

Конспект организованной учебной деятельности для детей первой младшей группы «Забавный зайка» Группа: 2-3лет Образовательные области: «Познание», «Здоровье», «Коммуникация», «Творчество» Раздел: Ознакомление с окружающим, Развитие.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности учебной деятельности одарённых детей
Опубликовано: 26 декабря 2021 в 16:05
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности учебной деятельности одарённых детей» (включая файлы) размещена пользователем Нина Митрофанова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД