Светлана Ондрина
Организация эколого-краеведческой работы с детьми среднего дошкольного возраста в условиях православного детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
В лугах ромашковых, в берёзовых краях,
Мне светит солнцем ясным Родина моя.
Я по земле родной хожу – не нахожусь,
Я волей вольною дышу – не надышусь!
М. Ножкин.
В процессе эколого - краеведческой работы у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, то есть личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО. Главная цель краеведения – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край.
Темочки:
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Краеведение невозможно без экологического воспитания. Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное им. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., которыми дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады, когда осень дарит желтые, красные и оранжевые краски, от которых нельзя отвести глаз, и когда видят яркие цветы на зелёном лугу. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
Актуальность охраны окружающей среды не подлежит сомнению. Воспитание у детей экологической грамотности все больше выступает на первый план в современной системе образования.
Работа объединения экологии и краеведения, основой которого является формирование у детей эколого-краеведческого миропонимания, является в течение ряда лет одним из приоритетных направлений педагогической деятельности коллектива нашего дошкольного учреждения.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях.
Эколого-краеведческое воспитание дошкольника- это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Основная цель: Организация эколого-краеведческой работы с детьми среднего дошкольного возраста в условиях православного детского сада.
Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то
1. формировать у детей элементарные системы знаний о природе родного края;
2. содействовать развитию познавательных интересов, творческих способностей в процессе исследования, наблюдения, проектирования, экспериментальной работы;
3. формировать у детей любовь к природе родного края.
4. содействовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости, восприимчивости к культуре, природе города Арзамаса;
5. способствовать становлению родителей как субъектов образовательного процесса в вопросах эколого-краеведческого воспитания.
Все перечисленные задачи, стоящие перед нами, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе
5 слайд.
Важнейшим условием реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация развивающей среды.
Развивающая предметно – пространственная среда, ориентированная на развитие активности ребенка по освоению экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе, обогащение опыта экологической деятельности является педагогическим условием формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста.
Мы старалась создать в группе необходимую развивающую предметную среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей, в течении дня ребёнок вовлекается в различные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование и т. д.)
Экологическая среда в группе нашего детского сада включает в себя несколько уголков
«Уголок экспериментирования»
Уголок по экспериментированию включает в себя картотеку опытов для детей и оборудование для опытнической деятельности. Опытническая деятельность, как форма работы с детьми, способствует активизации познавательной сферы дошкольников.
«Библиотека природы»
В книжном уголке мы выставляем книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал. Чтение произведений художественной литературы не только знакомит дошкольника с природой, но и воспитывает у детей интерес к природе, бережного отношения, наблюдательности.
«Уголок природы»
А в уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать обитателей уголка природы, наблюдать за ними; постепенно у них формируются прочные осознанные знания о растениях, трудовые навыки и умения, развивается наблюдательность. На основе знаний и навыков, которые приобретают дети, формируются интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности. У детей расширяются конкретные знания о природе.
Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украсит групповую комнату, доставит удовольствие детям, даст возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за растениями в течение всего года.
«Макеты»
Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеет наглядный и демонстрационный материал. По данной теме в группе создано много различных макетов: экологический макет «Наш детский сад», «Природа родного края», «Гуси к царскому столу», «Домашние животные». В 18-19 в была такая традиция гнать гусей в столицу к царскому столу. В связи с этим мы создали проект «Гуси к царскому столу» поэтому и был создан этот макет.
«Территория детского сада»
На территории есть огород, цветник, экологическая тропа. На огороде дети познают мир культурных растений, учатся ухаживать за ними, проводят наблюдения.
На территории детского сада размещены природоохранные знаки, которые составлялись вместе с детьми во время экологических занятий. Экологическая тропа используется для организации деятельности с детьми поэтому она так же относится к развивающей экологической среде
Работа велась по трем направлениям :
организованная образовательная деятельность,
совместная деятельность,
самостоятельная деятельность.
Давайте рассмотрим каждое направление экологического воспитания с учетом краеведческого аспекта.
В процессе образовательной деятельности дети знакомятся с природно-экологическим своеобразием края, где рассматривается флора и фауна региона, экологические проблемы и природные богатства, дошкольники получают сведения о географических и климатических особенностях своей местности, где подробно знакомятся с редкими растениями, лекарственными травами, животным миром. Разработаны дидактические материалы и конспекты ОД по ознакомлению дошкольников с природой родного края. Педагогами нашего детского сада был реализован проект «Реки нашего города». Дети на занятиях брали пробы воды реки Шамки и проводили опыты. Так же дети знакомились с животными и птицами Красной книги. Вместе с Карласоном мы с детьми летали на лесную полянку и обсуждали поведение в лесу.
В проекте «Люблю березку русскую!» дети знакомились с красотой русской березы, заучивали стихи и песни, водили хороводы. Результатом этого проекта стал праздник «Троицы».
Летом прошли веселые старты по проекту «Арзамасские гуси»;
В рамках развлечения «По лесным дорожкам» были проведены игры «Солнышко и дождик» и «Посади цветы».
Совместная деятельность. Для реализации задач эколого-краеведческой работы в детском саду создана определенная предметно-развивающая среда в помещении и на территории, где важным является непосредственный контакт ребёнка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, практическая деятельность по уходу за ними.
Во время игры дети закрепляют знания о живой и неживой природе и умении отличать объект живой от неживой природы; формировать представление о неразрывной связи.
На экскурсиях и прогулках, в специальных беседах мы рассказываем: о животных родного края, об их охране, о деревьях, растущих в лесах и их полезных свойствах, о цветах, насекомых.
В детском саду были проведены праздники и развлечения экологического содержания : «Осенины», «Капустник», «День любви, семьи и верности», «Троица», «Пасха», «Рождество Христово» «Масленица» которые дети очень любят и узнают много нового и интересного о родном крае, а главное они учатся добру, любви к Родине, родной природе.
Каждый год в нашем детском саду после православного праздника «Успение Пресвятой Богородицы», мы отмечаем праздник «Сбора урожая». Прежде, чем собрать урожай овощей, дети отгадывали загадки, играли, пели песни, а в заключение праздника дружно везли урожай на кухню. Во время обеда, ребята кушали выращенные своими руками овощи. Осенние праздники у нас проходят на православный праздник Покров Пресвятой Богородицы. На нем мы используем сценки об овощах.
Знания, полученные на занятиях и в совместной деятельности с педагогом, дети проверяют в самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности, в играх, в трудовой деятельности, в книжном уголке. Для этого созданы все условия для самостоятельных игр и экспериментирования и позволяет детям закрепить и применить полученные знания на практике в самостоятельной деятельности.
Во время прогулки дети находят пауков и насекомых, рассматривают их, задают вопросы, делятся своими знаниями о насекомых. Если мы не знаем чего – то все вместе обращаемся к интернету и находит ответы на интересующие детей вопросы. Если и там мы ничего не нашли, даем задания на дом, спросить у родителей и поискать вместе с ними.
За каждой группой закреплена своя клумба и мы с детьми сначала сеем семена, ухаживаем за рассадой, а весной вместе высаживаем в грунт. Все лето дети заботятся за клумбой, а потом очень радуются своим результатам своего труда.
Отдельным видом работы по экологическому воспитанию является изготовление игрушек из природного материала. Дети знакомяться с характеристиками объектов природы, а то, что в результате такой деятельности получится красивая яркая игрушка, повышает интерес к данным занятиям.
Не остаются без внимания и родители. В соответствии с ФГОС ДО, одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество ДОУ и семьи. Поэтому родители принимают непосредственное и достаточно активное участие в нашей деятельности, для них организовываются родительские собрания, организовывается выставки работ : «Родной мой край», «Осенние фантазии», «Дары природы», «Елочка – зеленая иголочка», конкурс «Экологических плакатов», фотоконкурс «Любим город Арзамас – самый лучший он у нас!». Ежегодно родители активно участвуют в проведении акций «Спаси дерево», «Трудовой десант», «Чистый город» и в праздниках: «День любви, семьи и верности», «9 мая», «Троица», «Пасха», «Рождество Христово» и др. Прошло совместное посещение Никольского монастыря где дети наблюдение за белочкой.
Активно сотрудничаем с драматическим театром, детской библиотекой им. А. П. Гайдара, станцией юных натуралистов, православной гимназией, музеем ремесел арзамасского района, со школой №12, ученики кадетского класса приходят традиционно к нам в садик.
Результатом нашей работы является то, что
у дошкольников сформированы представления о православных праздниках; об истории родного города; По фотографиям дети узнают достопримечательности Арзамаса;
дети способны замечать красоту природы родного города;
дошкольники воплощают образные представления и эмоциональные впечатления в изодеятельности и конструировании; стремятся изображать природу и достопримечательности Арзамаса; бережно относятся к окружающему миру, природе и культурному наследию родного города;
у родителей возрос интерес к истории города, мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду.
Таким образом, эколого – краеведческая работа в ДОУ ведется систематически, в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Данный материал доступен ребенку для освоения, именно на нем он понимает свою связь с окружающим миром, осознает значимость наследия родного края, учится разбираться в проблемах окружающего мира.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Рыжова, Н. А. Наш дом – природа. – Дидактические пособия по экологическому воспитанию дошкольников [Текст]/ Н. А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 1994. - №7.
2. С. В. Машкова, Г. Н. Суздалева «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе». Издательство «Учитель» 2012 г.
3. О. А. Воронкова «Добро пожаловать в экологию» Издательство» Детство- Пресс» 2004 г.
4. Н. Н Кондратьева «Программа экологического образования» Издательство»Детство- Пресс» 2000г.
5. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду [Текст]/ М. М. Марковская: Кн. для воспитателя дет, сада. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1989. – 144с.
6. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста : Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. - М. : АРКТИ, 2004.
7. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издат. центр «Академия», 2002 г.
8. Николаева С. Н. Юный эколог : Программа и условия её реализации в детском саду. - М. : Мозаика — Синтез, 1999.