Нина Титова Дмитриевна
Организация взаимодействия ДОО и семьи по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в данной статье рассматривается особенности организации взаимодействия в дошкольной образовательной организации и семьи по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Раскрываются формы и содержания работы по взаимодействию дошкольной образовательной организации и семьи по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Организация взаимодействия ДОО и семьи по развитию речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: речевое развитие, сотрудничество, соорганизация, сотворчество, традиционные и не традиционные формы взаимодействия с родителями,
Одним из требований к условиям
реализации основной образовательной программы
дошкольного образования является:
«создание условий для участия родителей
(законных представителей) в образовательной деятельности».
(ФГОС ДО)
В настоящее время в современном обществе очень заметно снижение общего уровня речевого развития у дошкольников. Согласно статистике, число детей с проблемами речевого развития увеличилось до 45-55% от общего числа детей дошкольного возраста.
Полноценное развитие речи является основным условием успешной социализации и познания ребенком действительности. Речь формирует личность ребенка, создает его внутренний мир, расширяет и обогащает социальный опыт.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) в образовательную область «речевое развитие» включены разделы, посвященные проблеме «владения речью в качестве средства общения и культуры». В ходе речевого развития происходит обогащение активного словаря; развивается связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь; происходит развитие речевого творчества; происходит становление звуковой и интонационной культуры речи, формируется фонематический слух. Ребенок знакомится с книжной культурой, детской литературой, учится понимать на слух тексты разнообразных жанров детской литературы, у них формируется способность к звуковой аналитико-синтетической активности в качестве предпосылки обучения грамоте» .
Главной целью дошкольной организации в области речевого развития является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими.
Большой вклад в изучение проблем речевого развития детей дошкольного возраста был внесен педагогами и психологами Л. С Выготским, С. Л Рубинштейном, Б. Г Ананьевым, А. Р Лурия. Ф. А. Сохиным, А. П. Усовой, Е. И Тихеевой, Е. А. Флериной, В. И. Логиновой О. С. Ушаковой, М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной, А. С. Стародубовой.
Сложившаяся, на сегодняшний день система обучения дошкольников родному языку представляет собой сложное образование, включающее, такие взаимосвязанные компоненты как, цели и задачи речевого развития детей; содержание работы по развитию разных сторон речи; общедидактические и методические принципы обучения речи; средства и формы речевого восприятия; методы и приемы формирования коммуникативно-речевых умений и навыков.
В современное время проблемы речевого развития дошкольников изучены Л. В Лопатиной, Ю. В Микадзе, С. Н Цейтлин, В. Д Шадриковым, которые в целом указывают на замедление темпов и снижение качества речевого развития дошкольников, ограничение общения детей, снижение уровня их коммуникации.
Известно, что развитие человека зависит напрямую от уровня его владения речью. Владение речью есть непременный фактор полноценного развития ребенка. Одним из важнейших условий развития речи, а также усвоения сложившейся в обществе системы оценок является непосредственно общение ребенка со взрослым.
Исследования Н. Ф. Виноградовой, Л. Н. Герасимовой, Е. В. Губанихиной, О. Л Зверевой, В. П Левкович подчеркивают значение и особое место в системе дошкольного образования процессам педагогического взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации, и его влияния на изменение результатов воспитания и развития дошкольников.
Необходимость организации взаимодействия и привлечение родителей образовательно-воспитательному процессу подчеркивается тем, что ««родители являются полноценными участниками образовательного процесса» (ФГОС ДО).
Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей является процессом межличностного общения, где результатом выступает воспитание у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в вопросах воспитания и обучения детей. Многими авторами предложены новые модели педагогического взаимодействия ДОУ и семьи. В них ребенок становится ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых превращаются в эмоциональные, взаимно приемлемые, свободные, независимые, но содружественно-конструктивные отношения.
ФГОС ДО ставит перед дошкольной образовательной организацией задачу «обеспечения психологической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей», ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников и предполагает участие родителей в образовательной деятельности ДОО.
Одним из принципов дошкольного образования - сотрудничество организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Современная наука разработала понятие продуктивного взаимодействия.
Система продуктивного взаимодействия предполагает три уровня: сотрудничество, соорганизация, сотворчество.
Сотрудничество предполагает, что педагоги участвуют в совместном обсуждении различных педагогических и методических проблем и ситуаций, проявляют интерес, инициативу, самостоятельность, формируют авторские подходы.
Соорганизация означает, что педагоги различных подразделений образовательной организации осуществляют совместную деятельность, определяют проблемы в ходе данной совместной деятельности и разрабатывают совместные проекты по их решению.
Сотворчество предполагает, что в процессе взаимодействия педагогов различных подразделений обеспечивается инновационное проектирование, которое включает в себя совместную деятельность с другими организациями.
Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации основано на общности воспитательных целей, общности предмета и результата педагогической деятельности.
Цель взаимодействия педагогов и родителей заключается в установлении партнерских (доверительных) отношений между всеми участниками педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.
Для привлечения родителей к сотрудничеству были разработаны активные традиционными и нетрадиционными формы взаимодействия.
К традиционным формам относятся: коллективные (родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.); индивидуальные (педагогические беседы с родителями); наглядно-информационные (записи на диктофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, НОД, фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки).
Современным подходом к проведению родительских собраний является взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в дошкольном учреждении, моделирование перспектив и задач в учебном году, обсуждение проблемных вопросов.
К традиционным формам взаимодействия относится конференция - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог помогает, если необходимо, в выборе темы, оформлении выступления.
«Круглый стол» также одна из традиционных коллективных форм работы с родителями. Цель такого мероприятия: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.
К индивидуальным традиционным формам работы с родителями относятся педагогические беседы, консультации. Их цель, оказать родителям своевременную помощь в вопросах воспитания и развития.
Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.
Для молодых родителей устраивают семинары – практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат, развивать фонематический слух.
«Папка – передвижка» – это папка, в которой собрана информация различного рода по одной из проблем воспитания и развития дошкольников. Ее материалы должны обогащать родителей новыми знаниями, содержать иллюстрации, фотографии, обратную связь с педагогами.
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями строятся по принципу развлекательных игр, программ и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Такие формы дают возможность родителям не быть «гостями», а непосредственными участниками процесса.
Т. В. Кротова выделяет такие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
Информационно-аналитические: проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик» - тетрадь, где родители могут писать свои идеи, предложения, замечания, обращения.
Досуговые: совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках.
Познавательные: семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, тематическая консультация.
Родительские собрания проводят в форме:
• «устного журнала» – педагогическое просвещение родителей по определенной теме;
• «студии» - обучение на трех уровнях: теоретическом, практическом и технологическом;
• «практикум» – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей;
• «совещание» – организационная форма, в рамках которой происходит разработка, обсуждение и выработка стратегии по решению педагогического вопроса;
• «ток–шоу» – форма дискуссии, обсуждение актуальной темы приглашенными участниками с привлечением компетентных специалистов; выставка – час творчества, когда дети показывают родителям свои творческие способности, прикладные умения.
Важной нетрадиционной формой работы с родителями является тематическая консультация. Её целью является возможность ответить на вопросы, которые интересуют родителей. Данная форма сближает педагога с семьями воспитанников, побуждает родителей задуматься над воспитанием собственных детей.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы по речевому развитию детей, интересующие родителей. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор беседы. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить.
Наглядно – информационные формы необходимы, чтобы правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы семейного воспитания. Например, открытые занятия по развитию речи для родителей, просмотр видеороликов, фотографий (о деятельности детей, выставки детских работ.
Для активизации родителей по вопросам развития речи используется :
• создание газеты для родителей с разными рубриками;
• создание библиотеки для родителей;
• игротека.
• Листы активности: они содержат материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
• «Копилка родительских советов»- обмен опытом среди родителей
• Фотомонтаж (информация о деятельности детей).
• Информационные листы - развёрнутая информация о каждом ребёнке, оформленные родителями совместно с детьми, выставки, стенды, альбомов, газеты.
• Создание семейных развивающих «книжек-малышек» (технология «Lappbook», используются для развития словаря, связной монологической речи (составление рассказов, сказок,пересказ).
• «Экран добрых дел».
Активными формами для повышения компетентности родителей по вопросам развития речи детей также являются :
Мастер–классы помогают знакомить родителей как, помочь ребенку получить знания, умения и навыки через игру. Что такое с логопедические сказки, какие упражнения помогают развивать артикуляционный аппарат для овладения правильным произношением звуков.
«Дни открытых дверей»- родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий по развитию речи (коррекции речевых нарушений, развития связной монологической речи и др.).
«Круглый стол» на тему «Проблемы речевого развития детей и пути их решения», где в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы речевого развития детей.
Данные формы взаимодействия способствуют развитию речи дошкольника, так как родитель становится непосредственным помощником воспитателя в образовательном процессе.
Осуществляя взаимодействие в формах, когда родители становятся активными участниками образовательно-воспитательного процесса, повышается их компетентность в вопросах развития своих детей.
Таким образом, активная позиция дошкольной организации в осуществлении взаимодействия с семьей не только обеспечивает повышение педагогических возможностей семьи, но и определяет повышение уровня воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Разнообразные формы взаимодействия ДОО и семьи увеличивают интерес и активность родителей к жизни и развитию своих детей. Привлекая внимание родителей своей занимательностью, способствуют тому, что родители начинают восхищаться продуктами детского творчества, становятся непосредственными участниками образовательного процесса.
Содержание работы по взаимодействию дошкольной образовательной организации и семьи по развитию речи детей старшего дошкольного возраста включает в себя познавательные, досуговые и проектные формы взаимодействия.
Познавательные формы направлены на повышение психолого-педагогической культуры родителей, они проходят в форме «Поле чудес», «Что, где, когда». Досуговые формы проводятся в идее рассказывания историй, совместного чтения стихотворений, они носят развлекательный характер. Популярными становятся проектные формы взаимодействия с родителями. С помощью проектов педагоги формируют коммуникативные компетенции у дошкольников, а также их родителей.