татьяна чубрикова
НОД по развитию речи «В лес осенний мы идем» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: Развитие речи воспитанников через обобщение знаний детей о жизни диких животных родного края.
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать и расширять знания детей о диких животных, их детенышах, об условиях жизни;
Публикация «НОД по развитию речи „В лес осенний мы идем“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
- расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний о диких животных;
- закреплять умения детей дифференцировать звуки [а] и [б], подбирать слова с этими звуками;
- упражнять в образовании имен существительных с уменьшительными суффиксами;
- продолжать формировать навыки составления простых рассказов по технике «Синквейн».
Развивающие :
- развивать речевое дыхание, способствовать правильной голосоподачи;
- развивать память, внимание;
- развивать интонационную выразительность речи;
- развивать социальные навыки : умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
Воспитательные:
- воспитывать бережное и заботливое отношение к природе, к диким животным родного края;
- воспитывать желание помочь тем, кто нуждается в помощи;
- воспитывать чувство товарищества.
Методы и приемы: использование наглядности, рассказ детей, проблемные вопросы, игра, анализ, подведение итогов.
Материалы и оборудование:
Декорации осеннего леса, реки, берлоги, мешочки (кочки, оврага, моста, мусор, иллюстрации осенней поляны, дупла белки, плакат «Мамы и детеныши», мяч, иллюстрации животных, магнитофон, набор массажных дорожек, бейдж (по количеству детей, рюкзак, фонарь, компас, бутылка с водой.
Ход НОД
Мотивация
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой сегодня замечательный день, ярко светит солнце, давайте поздороваемся друг с другом.
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок,
Здравствуй утро, здравствуй день,
Нам здороваться не лень!
Посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давай с ними тоже поздороваемся.
-Здравствуйте гости!
Посмотрите дети, я сегодня, пришла к вам не с пустыми руками (достает рюкзак, что это?
Дети: Рюкзак.
Воспитатель: (Открывает рюкзак и достает оттуда компас, фонарь и бутылку с водой). Как вы думаете для чего мне эти предметы? Куда с ними можно отправиться?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, я не просто воспитатель. Я вхожу в отряд защитников природы (достает из рюкзака и прикрепляет бейдж с эмблемой, мы следим за тем, чтобы лес был чистым и проверяем, готовы ли дикие звери к зиме, есть ли у них запасы.
Вы хотели бы вступить в наш отряд!
Дети: Да
Воспитатель: Тогда я принимаю вас в отряд, юных защитников природы.
(Воспитатель раздает детям бейджи с эмблемой).
Нам сегодня надо отправиться в поход и проверить, все ли в нем в порядке. Вы готовы? Тогда становитесь за мной, мы отправляемся в поход!
1. Логоритмическая разминка
Цель: подготовка артикуляционного аппарата к предстоящей речевой деятельности.
(Звучит маршевая музыка)
Как шагает наш отряд!
Это группа номер пять,
Сильные, смелые,
Ловкие, умелые.
Ты шагай - не зевай,
Выше ноги поднимай!
Кто устал – не уставать!
Кто отстал – не отставать!
(Воспитатель вместе с детьми подходит к декорации обрыва)
Воспитатель: Дети, перед нами обрыв, надо его перепрыгнуть. Перед прыжком наберите воздух в легкие через нос, задержите дыхание, а совершив прыжок, сделайте выдох и скажите «Ух!»
Посмотрите впереди река, поставьте руки на пояс, переходите аккуратно по мосту, проговаривая звук [ш], как шумит река.
Перед нами кочки, сейчас мы перепрыгнем по ним, как лошадки, как цокают лошади, покажите мне языком. (Дети перепрыгивают с кочки на кочку, выполняя языком упражнение «лошадка»)
Посмотрите, какая большая гора впереди, это наверно медвежья берлога, идем тихо на носочках, чтобы его не разбудить и говорим звук [с]. (Дети подходят к осенней полянке)
2. Игра «Собери мусор»
Цель: закрепление умений детей дифференцировать звуки [а] и [б], подбирать слова с этими звуками.
Воспитатель: Вот мы с вами пришли в осенний лес, посмотрите, сколько много вокруг деревьев, закройте глаза, вдохните глубоко носиком, почувствуйте запах леса и послушайте лес. Что мы слышим? (фонограмма леса)
Дети: Тихо в лесу, только дятел стучит.
Воспитатель: Куда же подевались птицы?
Дети: Они улетели в теплые края.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой беспорядок на поляне, много мусора вокруг, это туристы после похода оставили. Скажите, можно так поступать?
Дети: Нет, мусор надо убирать
Воспитатель: Давайте соберем его. У меня две корзины. На одной корзине прикреплен звук [а] - это корзина для девочек, вы будете в нее собирать все предметы, которые начинаются на звук [а], на второй корзине звук [б], в нее мальчики будут собирать предметы на звук [б].
(Дети собирают мусор, воспитатель проверяет, правильно ли дети разделили предметы, исправляет при ошибках, затем весь мусор складывают в мешок и забирают с собой. Воспитатель хвалит детей за помощь и приводит детей на следующую поляну, дети садятся на стулья).
3. Игра «Посели животное»
Цель: систематизирование и расширение знаний детей о диких животных, об условиях жизни.
На сюжетной картине изображен осенний лес с жилищами диких животных, рядом с жилищем поселены животные. Дети находят ошибки, правильно называют кто, где живет, и расставляют их на правильные места.
4. Составление синквейна
Цель: формирование навык составления простых рассказов по технике «Синквейн»
Воспитатель: Дети, расскажите нашим гостям об этих диких животных. (Дети проходят за столы и разделяются на команды. На каждом столе лежит иллюстрация дикого животного.
Ребята, напомните мне, что такое синквейн и как его составить.
Дети: Это маленький рассказ, который составляют по схеме пирамиды. На вершине название предмета, затем два его признака, потом три действия, предложение о предмете из четырех слов, в конце синоним предмета или обобщающее слово.
(Дети по очереди составляют описательный рассказ о диком животном. Воспитатель при затруднении оказывает помощь. Затем воспитатель благодарит детей и приглашает пойти дальше по лесу).
5. Ритмическая гимнастика «В лес осенний мы идем» (выполняется ходьба по массажным дорожкам)
В лес осенний мы идем
От друзей не отстаем,
На носочках по тропинке,
стройные все как рябинки.
А теперь идем на пятках,
Вот такие мы ребятки.
Выше ноги поднимаем,
Через кочки мы шагаем.
Лужи, лужи впереди
-Через них перескачи.
Наши ноженьки устали
заплетаться ноги стали.
Мы немножно отдохнем,
Дальше дружно все пойдем.
6. Игра «Мамы и детеныши»
Цель: закрепление умений детей образовывать имена существительные с уменьшительными суффиксами.
Воспитатель: Послушайте дети, что это. (Включает аудиозапись криков зверей) Это звери дикие кричат своих малышей, они заигрались и не могут найти дорогу домой. Давайте им поможем.
Дети встают в круг, воспитатель в середине с мячом, кидает мяч в руки и говорит название дикого животного, а ребенок в ответ его детеныша, прибавляя суффикс -онок. Пример: заяц – зайчонок, белка…
Рефлексия
Молодцы вы хорошо потрудились, помогли всем детенышам вернуться домой. Посмотрите как все животные рады (показывает на плакат).
А нам пора возвращаться в детский сад.
О чем мы сегодня говорили, что делали, во что играли, что вам понравилось больше всего (ответы детей).
Я очень рада, что мы вместе с вами навели порядок в осеннем лесу и помогли зверям найти свои дом и детенышей. Теперь вы настоящие защитники природы и доказали, что достойны называться юными экологами. И у меня в рюкзаке для вас есть небольшой подарок – раскраски с изображением диких животных. (Раздает каждому). Проходите в группу и раскрасьте их.
Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Спасибо вам ребята. До свидания!