Александра Тишкина
Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация опытно — экспериментальной деятельности
с детьми дошкольного возраста с ТНР»
Тишкина А. Л.
воспитатель МБДОУ «ДС № 147 г. Челябинска»
Аннотация.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний.
Публикация «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый импульс в развитии с введением Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования. В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности)».
Цель работы педагога расширять представления детей об окружающем мире; повышать уровень развития любознательности и исследовательских умений и навыков детей, развития познавательных процессов. Совершенствовать речевое развитие дошкольников, самостоятельность. Разработать алгоритмы проведения опытов.
В работе представлены приемы, формы, методы активизации детей, способствующие расширять представления детей, повышать уровень развития любознательности и исследовательских умений, совершенствовать речевое развитие дошкольников и их самостоятельность.
Вербальные;
Невербальные;
Ситуативные;
Игровые;
Аудиовизуальные.
К вербальным приемам мы можем отнести вопросы, словесные игры, обсуждения, рассказы, чтение художественной литературы, стихи, малые фольклорные формы.
Невербальные приемы это - пантомимика, мимические упражнения, пальчиковые, артикуляционные гимнастики, гимнастики для глаз, динамические паузы, физкультминутки.
Создание проблемных ситуаций, ситуаций занимательности, успеха окажут влияние на сохранение заинтересованности детей.
Основной вид деятельности детей в детском саду это - игра и использование игровых приемов активизации детей в процессе непосредственно образовательной деятельности поможет поддержать интерес детей. К игровым приемам активизации относятся: игровая мотивация, дидактические, развивающие, сюжетные игры, экспериментирование, конструирование.
В настоящее время в детских садах активно используются аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения, они помогают разнообразить развивающую среду, организовать деятельность педагога и детей так, чтобы это было интересно, занимательно. Просмотр фильмов, мультфильмов, прослушивание аудиозаписей музыки, сказок, интерактивные игры, мультимедийные презентации активизируют мышление детей, способствуют поддержанию познавательного интереса.
Рекомендации по использованию опыта для воспитателей :
При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:
- постановка проблемы;
- поиск путей решения проблемы;
- проверка гипотез, предположений;
- обсуждение увиденных полученных результатов;
- формулировка выводов.
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы:
• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
• тайна, сюрприз;
• мотив помощи;
• познавательный момент (почему так? Зачем);
• ситуация выбора.
Рекомендации по использованию опыта :
- картотека опытов;
- экологические задачки;
- схемы – модели проведения опытов, экспериментов (алгоритмы);
- использование презентаций в ходе проведения опыта.
Ежедневно в своей практической деятельности мы педагоги сталкиваемся с приемами и методами развития познавательных способностей детей. Но в практике недостаточно широко используется метод экспериментирования. А ведь именно через экспериментирование особенно в старшем дошкольном возрасте ребенок самостоятельно может вывести причинно – следственные связи рассматриваемого явления.
Изучив имеющуюся методическую литературу по опытно – экспериментальной деятельности, решила адаптировать практический материал к условиям нашего детского сада и создала свою модифицированную картотеку «Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста». Картотека состоит из описания опыта и алгоритма проведения опыта для ребенка. При проведении опытов придерживаюсь алгоритма работы, который позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям. Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. В дошкольном учреждении оформлена лаборатория экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей.
Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты : "Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду", "Прозрачная вода может стать мутной", " Куда пропала вода?" и др. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - дети всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.
Предлагая детям поставить опыт, сообщаю им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Даю время на обдумывание, и затем привлекаю детей к обсуждению хода опыта.
В процессе работы поощряю детей, ищущих собственные способы решения задачи. В то же время не выпускаю из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Подведение итогов и формулирование выводов проводится в словесной форме или в форме фиксирования результатов графически, т. е. оформление в рисунках, схемах.
Эксперименты проводятся в 2 вариантах:
1. Дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;
2. Дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильность гипотезы.
Дети работают самостоятельно, опираясь на алгоритм, я по необходимости оказываю помощь, советую, интересуюсь результатами. По окончанию ребята рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного?
Планирование самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют активизации самостоятельной деятельности. Для этой цели в группе организована «Детская лаборатория» с соответствующим оснащением.
При организации самостоятельной познавательной деятельности в условиях развивающей среды использую приемы, стимулирующие развитие познавательной активности:
- Модели последовательности деятельности, которые помогают детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.
- Проблемные ситуации;
В своей работе использую инновационные методы.
- элементы ТРИЗ.
- Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
- приемы мнемотехники - мнемотаблицы и коллажи;
- компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя об объектах и явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает маленький исследователь, используя микроскоп.
Отмечается положительная динамика по всем критериям овладения детьми дошкольного возраста экспериментальной деятельностью :
- повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
- повышение уровня развития познавательных процессов;
- совершенствование речевого развития старших дошкольников (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- развитие личностных характеристик воспитанников (проявление инициативы, самостоятельности, сотрудничества, потребности отстаивать свою точку зрения, и т. д.);
- углубление и расширение знаний детей о неживой природе.
Я стараюсь создать условия для исследовательской деятельности детей, где ребенок чувствует себя ученым, исследователем, а взрослый является равноправным партнером, соучастником деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Усовершенствование образовательной работы с детьми и содержание моего опыта работы заключается :
- в преобразовании предметно-развивающей среды, создающей ребенку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей;
- наработке банка опытов, экспериментов, экологических логических задач позволяющих осуществлять деятельностный подход;
- подборе методик для определения эффективности работы по развитию познавательной активности средствами детского экспериментирования.
Ребенок должен знать, что результаты его изысканий интересны другим, и он обязательно будет услышан. С одной стороны, мы предоставляем возможность каждому ребенку изложить собственные результаты, с другой – обучаем его элементарным навыкам презентации собственных открытий. Для этого каждое детское исследование завершается минидокладом с присутствием слушателей и обсуждением в группе в детьми.
В связи с важностью деятельностного подхода к развитию личности ребенка нами создается предметно-развивающая среда, которая строится на принципах доступности, новизны и с учетом личностно ориентированной модели взаимодействия.
Убеждена, что в опытно – экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стараюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько предлагать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.
Список литературы
1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 64с.
2. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : ТЦ “Сфера”, 2005.
3. Интернет-ресурсы.