Получи документы

Статья «Опыт развития самостоятельности дошкольников»

Ольга Лимонова
Статья «Опыт развития самостоятельности дошкольников»

Самостоятельность дошкольников в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания.

Вопросом развития самостоятельности у дошкольников занимались такие ученые, как В. Д. Иванов, К. П. Кузовкова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и многие другие. Многие ученые утверждали о том, что формирование самостоятельности свойственно именно маленьким детям, некоторые ученые говорили, что самостоятельность – это потребность растущего организма, которую необходимо развивать и поддерживать [1, с. 25].

Публикация «Статья „Опыт развития самостоятельности дошкольников“» размещена в разделах

Вопрос развития самостоятельности у детей дошкольного возраста всегда остро стоял в современной педагогике и являлся одним из самых актуальных. В нормативных документах Российской Федерации обозначен социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Формирование общей культуры личности, инициативности и самостоятельности детей дошкольного возраста, является одной из задач ФГОС.

Под самостоятельностью стоит понимать способность достигать цель деятельности без посторонней помощи, что приводит к обеспечению познавательного и личностного развития [2, с. 25].

Дошкольники с самого раннего периода стремятся к самостоятельности, что заключается в довольно часто слышимой нами фразе от ребенка: «Я сам». Для того чтобы у ребенка не исчез порыв быть самостоятельным, нужно и педагогам, и родителям как можно больше поддерживать детей в их начинаниях. Именно этот принцип является ключевым в воспитании самостоятельности дошкольника. Взрослые должны помочь ребенку таким образом, чтобы он заметил свои достижения, радовался им, переживал радость от своего успеха.

В дошкольной педагогике на современном этапе, а также следуя из педагогического опыта можно отметить большое количество методов и средств воспитания самостоятельности у дошкольника.

Несомненно, на первом месте в период дошкольного возраста большое значение в развитии самостоятельности ребенка имеет воспитание культурно-гигиенических навыков. Именно через данные навыки ребенок начинает вырабатывать самостоятельность, что очень показательно и для педагога, и для родителей. Когда ребенок сам себя обслуживает, он много нового узнает о вещах, предметах, их функции. И здесь же нужно сказать, что данный навык требует развития внимания, памяти.

Чему может научиться ребенок за время нахождения в дошкольном учреждении? В дошкольный период ребенок может научиться мыть руки, засучивая рукава, мыть лицо, не разбрызгивая воду, правильно пользоваться мылом, одеваться и раздеваться в определённой последовательности, замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому и т. д. Но, несомненно, для того чтобы приобрести эти навыки, требуется помощь взрослого.

Условиями, необходимыми для проявления самостоятельности, являются: рационально организованная среда, четкий режим дня, сопровождение взрослого. Как часто при посещении детского сада в умывальной комнате висят мыльницы с фигурным мылом, раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей, на вешалке над каждым полотенцем картинка. Для посещения туалета, установлены индивидуальные кабинки для мальчиков и девочек с обозначениями. В умывальной комнате помещен сказочный персонаж К. И. Чуковского Мойдодыр. В кармане у Мойдодыра находится коллекция гигиенических средств по уходу за телом «Волшебные помощники». Это повышает интерес детей к умыванию. В раздевалке стоят удобные шкафчики, по росту ребенка. В каждом висят индивидуальные карманы-органайзеры для хранения личных вещей. Шкафчики оформлены фотографиями детей. В групповой комнате, в зоне речевого развития, можно увидеть, что выделен центр «Чистюлькин», в котором собран материал и оформлены картотеки потешек, сказок, рассказов, загадок, стихов на тему воспитания культурно-гигиенических навыков. Для того чтобы дети могли замечать и устранять неполадки в одежде и внешнем виде, в каждом помещении размещают зеркала [4, с. 20].

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту.

Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи. Для этого педагоги ДОУ используют педагогические методы и приемы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач: личный пример, алгоритмы действий, использование сюжетных и дидактических игр, игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, игровые и проблемные ситуации, использование фольклора и художественной литературы, беседы, проектная деятельность [5, с. 36].

Особая роль в закреплении процесса формирования гигиенических навыков принадлежит сюжетно-ролевым и дидактическим играм: «Дочки-матери», «Накроем стол для кукол», «Салон красоты», «Кафе», «День рождение мишки» и т. д. С большим удовольствием дети принимают участие в играх гигиенической направленности с куклами («Купание малыша-голыша», «Завяжем кукле бантик». Игры, направленные на развитие мелкой моторики, упражняют детей в застегивании, шнуровании, завязывании: «Зашнуруй башмачок», «Ромашка», «Собери бусы», «Волшебные шнурки», «Разложи пуговицы» и др.

Эффективным методом является чтение известных художественных произведений на тему культурно-гигиенических навыков, используются потешки в режимных процессах.

В поиске новых форм и методов работы по формированию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста проектный метод, направленный на формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков.

Очень важно позволить ребенку быть самостоятельным, успешным в той деятельности, с которой он может справиться сам. Чтобы ребёнок стремился быть самостоятельным, выполнял действия, которые ему по силам: слушать взрослого, выполнять простые просьбы, поручения, умел подражать, повторять элементарные действия с игрушками, предметами.

На особом месте в процессе формирования самостоятельности у дошкольников стоит работа с родителями, которая может быть выражена в различных формах: анкеты, индивидуальная беседа, консультации, родительские собрания, развлечения. Чаще всего родители активно принимают участие в совместных мероприятиях, потому что формирование самостоятельности дошкольников – это общая проблема для всех участников образовательного и воспитательного процесса в ДОУ. Набор методов и средств по развитию навыков самостоятельности у дошкольников зависит от многих факторов, начиная от возрастных особенностей ребенка и заканчивая требованиями нормативных документов [3, с. 50].

Таким образом, самостоятельность – постоянно развивающееся личностное качество, основы которого закладываются в дошкольном возрасте.

От того как привьются культурно-гигиенические навыки сформируется привычка и отношение к трудовой деятельности. Умение трудиться развивает характер и целеустремлённость, стремление доводить поставленную цель до конца.

Самостоятельность ребенка является важной предпосылкой успешного обучения в школе и формирования личности в целом.

Литература

1. Блонский П. П. Дошкольный возраст / М. : Педология, 2000. – с. 125

2. Воскресенская В. А. Создаем развивающую среду сами // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. с. 45

3. Гуськова Т. В. Что такое самостоятельный ребенок? // Дошкольное воспитание. 2007. № 5. с. 45

4. Шайимова Ш. С. Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2014. № 6. с. 52

5. Юсупова Г. Н. Воспитание самостоятельности у детей // Дошкольное воспитание. 2006. № 21. с. 56

Публикации по теме:

Развитие творческой самостоятельности дошкольников в процессе аппликации с использованием ткани Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка –детский сад № 125 «Яблонька» г. Дзержинска Воспитатель:.

Рекомендации родителям для развития самостоятельности их детей Рекомендации родителям для развития самостоятельности их детей. -Для того чтобы воспитывать в ребёнке самостоятельность - в первую очередь.

Использование алгоритмов в младшем и среднем дошкольном возрасте для развития самостоятельностиИспользование алгоритмов в младшем и среднем дошкольном возрасте для развития самостоятельности воспитатели Стоякина Ирина Александровна Костарева Ирина Михайловна МАДОУ «Детский сад №6» г. Перми В основе реализации основной образовательной.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы дошкольников»Опыт работы «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы дошкольников» Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Опыт работы «Технология лэпбук как эффективное средство поддержки детской самостоятельности и инициативы» Речь к презентации Слайд 1 Здравствуйте коллеги. Мне хочется представить вашему вниманию свой опыт работы «Технология лэпбук как эффективное.

Развитие инициативы и самостоятельности дошкольников в игровой деятельности СЛАЙД 1 ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности,.

Статья «Изучение этнографических особенностей народов России как направление поликультурного развития дошкольников» Изучение особенностей жизни и быта народов России - необходимый процесс в современном ДОО. Исторические традиции, закрепленные в памяти.

Статья на тему: «Технические приемы акварельной живописи, как средство художественного развития дошкольников» Живопись непрозрачной акварелью с примесью белил была известна еще в Древнем Египте, в античном мире, в средние века в Европе и Азии. Произведения,.

Статья «Создание условий для развития дошкольников в летний период» Создание условий для развития дошкольников в летний период Лето – время активного отдыха, развлечений и маленьких открытий, особенно для.

Выступление на педсовете Развитие инициативности и самостоятельности дошкольников в музыкальной деятельности На современном этапе модернизации дошкольной образовательной системы уделяется большое внимание проблеме развития самостоятельности детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Опыт развития самостоятельности дошкольников»
Опубликовано: 13 декабря 2016 в 20:47
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД