МААМ-картинки

Статья «Опыт развития самостоятельности дошкольников»

Ольга Лимонова
Статья «Опыт развития самостоятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Самостоятельность дошкольников в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания.

Вопросом развития самостоятельности у дошкольников занимались такие ученые, как В. Д. Иванов, К. П. Кузовкова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и многие другие. Многие ученые утверждали о том, что формирование самостоятельности свойственно именно маленьким детям, некоторые ученые говорили, что самостоятельность – это потребность растущего организма, которую необходимо развивать и поддерживать [1, с. 25].

Публикация «Статья „Опыт развития самостоятельности дошкольников“» размещена в разделах

Вопрос развития самостоятельности у детей дошкольного возраста всегда остро стоял в современной педагогике и являлся одним из самых актуальных. В нормативных документах Российской Федерации обозначен социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Формирование общей культуры личности, инициативности и самостоятельности детей дошкольного возраста, является одной из задач ФГОС.

Под самостоятельностью стоит понимать способность достигать цель деятельности без посторонней помощи, что приводит к обеспечению познавательного и личностного развития [2, с. 25].

Дошкольники с самого раннего периода стремятся к самостоятельности, что заключается в довольно часто слышимой нами фразе от ребенка: «Я сам». Для того чтобы у ребенка не исчез порыв быть самостоятельным, нужно и педагогам, и родителям как можно больше поддерживать детей в их начинаниях. Именно этот принцип является ключевым в воспитании самостоятельности дошкольника. Взрослые должны помочь ребенку таким образом, чтобы он заметил свои достижения, радовался им, переживал радость от своего успеха.

В дошкольной педагогике на современном этапе, а также следуя из педагогического опыта можно отметить большое количество методов и средств воспитания самостоятельности у дошкольника.

Несомненно, на первом месте в период дошкольного возраста большое значение в развитии самостоятельности ребенка имеет воспитание культурно-гигиенических навыков. Именно через данные навыки ребенок начинает вырабатывать самостоятельность, что очень показательно и для педагога, и для родителей. Когда ребенок сам себя обслуживает, он много нового узнает о вещах, предметах, их функции. И здесь же нужно сказать, что данный навык требует развития внимания, памяти.

Чему может научиться ребенок за время нахождения в дошкольном учреждении? В дошкольный период ребенок может научиться мыть руки, засучивая рукава, мыть лицо, не разбрызгивая воду, правильно пользоваться мылом, одеваться и раздеваться в определённой последовательности, замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому и т. д. Но, несомненно, для того чтобы приобрести эти навыки, требуется помощь взрослого.

Условиями, необходимыми для проявления самостоятельности, являются: рационально организованная среда, четкий режим дня, сопровождение взрослого. Как часто при посещении детского сада в умывальной комнате висят мыльницы с фигурным мылом, раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей, на вешалке над каждым полотенцем картинка. Для посещения туалета, установлены индивидуальные кабинки для мальчиков и девочек с обозначениями. В умывальной комнате помещен сказочный персонаж К. И. Чуковского Мойдодыр. В кармане у Мойдодыра находится коллекция гигиенических средств по уходу за телом «Волшебные помощники». Это повышает интерес детей к умыванию. В раздевалке стоят удобные шкафчики, по росту ребенка. В каждом висят индивидуальные карманы-органайзеры для хранения личных вещей. Шкафчики оформлены фотографиями детей. В групповой комнате, в зоне речевого развития, можно увидеть, что выделен центр «Чистюлькин», в котором собран материал и оформлены картотеки потешек, сказок, рассказов, загадок, стихов на тему воспитания культурно-гигиенических навыков. Для того чтобы дети могли замечать и устранять неполадки в одежде и внешнем виде, в каждом помещении размещают зеркала [4, с. 20].

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту.

Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи. Для этого педагоги ДОУ используют педагогические методы и приемы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач: личный пример, алгоритмы действий, использование сюжетных и дидактических игр, игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, игровые и проблемные ситуации, использование фольклора и художественной литературы, беседы, проектная деятельность [5, с. 36].

Особая роль в закреплении процесса формирования гигиенических навыков принадлежит сюжетно-ролевым и дидактическим играм: «Дочки-матери», «Накроем стол для кукол», «Салон красоты», «Кафе», «День рождение мишки» и т. д. С большим удовольствием дети принимают участие в играх гигиенической направленности с куклами («Купание малыша-голыша», «Завяжем кукле бантик». Игры, направленные на развитие мелкой моторики, упражняют детей в застегивании, шнуровании, завязывании: «Зашнуруй башмачок», «Ромашка», «Собери бусы», «Волшебные шнурки», «Разложи пуговицы» и др.

Эффективным методом является чтение известных художественных произведений на тему культурно-гигиенических навыков, используются потешки в режимных процессах.

В поиске новых форм и методов работы по формированию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста проектный метод, направленный на формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков.

Очень важно позволить ребенку быть самостоятельным, успешным в той деятельности, с которой он может справиться сам. Чтобы ребёнок стремился быть самостоятельным, выполнял действия, которые ему по силам: слушать взрослого, выполнять простые просьбы, поручения, умел подражать, повторять элементарные действия с игрушками, предметами.

На особом месте в процессе формирования самостоятельности у дошкольников стоит работа с родителями, которая может быть выражена в различных формах: анкеты, индивидуальная беседа, консультации, родительские собрания, развлечения. Чаще всего родители активно принимают участие в совместных мероприятиях, потому что формирование самостоятельности дошкольников – это общая проблема для всех участников образовательного и воспитательного процесса в ДОУ. Набор методов и средств по развитию навыков самостоятельности у дошкольников зависит от многих факторов, начиная от возрастных особенностей ребенка и заканчивая требованиями нормативных документов [3, с. 50].

Таким образом, самостоятельность – постоянно развивающееся личностное качество, основы которого закладываются в дошкольном возрасте.

От того как привьются культурно-гигиенические навыки сформируется привычка и отношение к трудовой деятельности. Умение трудиться развивает характер и целеустремлённость, стремление доводить поставленную цель до конца.

Самостоятельность ребенка является важной предпосылкой успешного обучения в школе и формирования личности в целом.

Литература

1. Блонский П. П. Дошкольный возраст / М. : Педология, 2000. – с. 125

2. Воскресенская В. А. Создаем развивающую среду сами // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. с. 45

3. Гуськова Т. В. Что такое самостоятельный ребенок? // Дошкольное воспитание. 2007. № 5. с. 45

4. Шайимова Ш. С. Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2014. № 6. с. 52

5. Юсупова Г. Н. Воспитание самостоятельности у детей // Дошкольное воспитание. 2006. № 21. с. 56

Публикации по теме:

Развитие творческой самостоятельности дошкольников в процессе аппликации с использованием ткани Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка –детский сад № 125 «Яблонька» г. Дзержинска Воспитатель:.

Рекомендации родителям для развития самостоятельности их детей Рекомендации родителям для развития самостоятельности их детей. -Для того чтобы воспитывать в ребёнке самостоятельность - в первую очередь.

Использование алгоритмов в младшем и среднем дошкольном возрасте для развития самостоятельностиИспользование алгоритмов в младшем и среднем дошкольном возрасте для развития самостоятельности воспитатели Стоякина Ирина Александровна Костарева Ирина Михайловна МАДОУ «Детский сад №6» г. Перми В основе реализации основной образовательной.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы дошкольников»Опыт работы «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы дошкольников» Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Опыт работы «Технология лэпбук как эффективное средство поддержки детской самостоятельности и инициативы» Речь к презентации Слайд 1 Здравствуйте коллеги. Мне хочется представить вашему вниманию свой опыт работы «Технология лэпбук как эффективное.

Развитие инициативы и самостоятельности дошкольников в игровой деятельности СЛАЙД 1 ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности,.

Статья «Изучение этнографических особенностей народов России как направление поликультурного развития дошкольников» Изучение особенностей жизни и быта народов России - необходимый процесс в современном ДОО. Исторические традиции, закрепленные в памяти.

Статья на тему: «Технические приемы акварельной живописи, как средство художественного развития дошкольников» Живопись непрозрачной акварелью с примесью белил была известна еще в Древнем Египте, в античном мире, в средние века в Европе и Азии. Произведения,.

Статья «Создание условий для развития дошкольников в летний период» Создание условий для развития дошкольников в летний период Лето – время активного отдыха, развлечений и маленьких открытий, особенно для.

Выступление на педсовете Развитие инициативности и самостоятельности дошкольников в музыкальной деятельности На современном этапе модернизации дошкольной образовательной системы уделяется большое внимание проблеме развития самостоятельности детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Опыт развития самостоятельности дошкольников»
Опубликовано: 13 декабря 2016 в 20:47
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Опыт развития самостоятельности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Лимонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД