Юлия Горчакова
Развитие связной речи у дошкольников через составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок
▼ Скачать + Заказать документы
Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам
- он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов
с картинками, и он усвоит их на лету»
К. Д. Ушинский
Период развития детской речи отличается особой ранимостью. Патологические изменения речи в раннем возрасте могут отразиться на всем дальнейшем развитии речи ребенка и его личности, ложась в основу речевой патологии более позднего возраста. Если не учитывать наличие физиологического косноязычия у детей до 5 лет, то особого внимания требует дошкольный возраст. Своевременная коррекция речи действует на детей оздоровляющим образом и значительно снижает заболеваемость в юношеском и зрелом возрасте. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. А проблема развития связной речи является одной из актуальных.
Публикация «Развитие связной речи у дошкольников через составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
С самого раннего возраста в развитии речи ребенка на первый план выступает активное подражание речи взрослых. Подражание, способствуя развитию речи, в то же время представляет и известную опасность. Необходимо, чтобы речь окружающих была спокойной, неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Правильная речь взрослых вызовет такую же правильную, неторопливую речь и у ребенка.
Пересказ занимает значительное место в системе формирования связной речи дошкольников. Для овладения пересказом дети должны уметь: прослушать текст, понять его основное содержание, запомнить последовательность изложения, осмысленно и связно передать текст, правильно оформив его фонетически. Качество пересказа зависит от уровня речевого развития ребенка и от эффективности предшествующей коррекционной работы по формированию звукопроизношения, фонематического восприятия и других видов работы по развитию речевой деятельности.
Что же представляет собой фланелеграф? Это— универсальное игровое пособие очень простое и в то же время интересное, которое можно использовать в развивающих занятиях с детьми. Возможность создавать не только различные сказочные ситуации, но и создавать, менять пейзажи: лесной, пустынный, морской и т. д. Картинки не скользят за счет шероховатой поверхности фланели, ведь на их обратную сторону также наклеен материал (липучка).
В целях активизации интереса и внимания детей важно использовать ряд методических приемов: подбор картинок (карточек) к прочитанному тексту, пересказ какой-либо выделенной части рассказа, дополнение деталей или эпизодов, пересказ от первого лица, пересказ с изменением времени действия. Тексты должны быть доступны по объему, иметь четкую композицию с легко определяемой последовательностью событий, быть динамичными и привлекательными по сюжету. Полезно использовать тексты, содержащие диалог. Текст не должен содержать слова неусвоенной звуко-слоговой структуры, сложные грамматические обороты. Широко используется план пересказа в различных вариантах: сначала план, составленный воспитателем, позже — составленный вместе с детьми. Вначале детей обучают отвечать на вопросы, относящиеся к отдельным частям рассказа. Затем формулируются разделы плана. Очень полезно для детей с нарушением фонематического восприятия формировать действия пространственного моделирования текста, в котором фиксируются его основные части.
Располагая сюжетные картинки на фланелеграфе, мы даем детям возможность подумать о своих действиях, порассуждать, поэкспериментировать.
Такие занятия обеспечивают детям положительные эмоции, развивают мышление, речь и память ребёнка, создают хорошее настроение, обогащают впечатлениями, способствуют развитию художественного воспитания. В то же время занятия на фланелеграфе носят исследовательский, экспериментальный характер.