Кирьякова Альфия
Обучение старших дошкольников рассказыванию по сюжетной серии картинок
▼ Скачать + Заказать документы
Роль сюжетных картинок в развитии связной речи
Серии сюжетных картинок используются детьми в старшем дошкольном возрасте для обучения построению связного высказывания, так как при восприятии картинок дети концентрируют внимание на сюжете, действиях и взаимоотношениях персонажей. Рассказывание по серии сюжетных картин способствует овладению структурой рассказа, развитию правильного понимания соотношения формы и содержания.
Публикация «Обучение старших дошкольников рассказыванию по сюжетной серии картинок» размещена в разделах
Серия сюжетных картинок выступает как наглядная модель структуры связного повествовательного высказывания, стимулирует поиск наиболее точных языковых средств.
Рассказывание по серии сюжетных картинок формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствие с его содержанием, соединять отдельные предложения в связный текст. У детей формируется элементарные знания о структуре повествовательного текста и умение использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста.
Серии сюжетных картин как раз служат такой мотивацией, но это не просто картинка, а картинка с продолжением и это вызывает повышенный интерес у детей, т. к. при восприятии дети склонны обращать внимание на необычное, яркое, эмоционально-окрашенное.
Серии сюжетных картин выступают как наглядная модель структуры связного высказывания. Формирование связной речи на основе серии сюжетных картин способствует умственному развитию дошкольника.
Совершенствованию умения рассказывать по серии картинок помогают следующие приемы: составление коллективного рассказа — начало составляет воспитатель, заканчивают дети; начинает один ребенок, продолжает другой.
При составлении сюжетных рассказов у детей формируют умение передавать те или иные события, происшествия, приключения во временной последовательности. При этом они на практике осваивают построение рассказа — в простейшей форме передают завязку, развитие действия и его кульминацию, развязку. В сюжетном рассказе обязательны действующие лица, в него могут входить также элементы описания, рассуждения.
Особенности повествовательной речи детей 4-6 лет на материале серии сюжетных картин.
Об уровне речевого развития детей старшего дошкольного возраста можно судить по тому, как ребенок умеет строить свое высказывание. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения.
В повествовательных рассказах дети передают определенный сюжет, подсказанный картиной, а также придумывают рассказ по картине, с выходом за рамки изображенного. Формируется умение четко, понятно для окружающих, образно излагать свои мысли.
Развитие повествовательной речи детей включает решение других частных задач обучения родному языку : словарную работу, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры. Дети старшего дошкольного возраста могут научиться составлять повествовательные рассказы только путем систематического обучения, посредством постоянных упражнений.
Педагог должен конкретно представлять себе, какие именно трудности возникают у детей при рассказывании, на что в первую очередь следует обратить внимание ребенка.
Задача воспитателя — научить дошкольника правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно.
Однако необходимость в логической последовательности повествования очень часто вызывает у детей затруднения; ребенок еще нечетко выделяет смысловые отношения между частями рассказа, не умеет сосредоточить свою мысль на главном и поэтому может нарушить логику расположения смысловых звеньев.
В процессе обучения следует добиваться, чтобы рассказ ребенка был понятен слушателям, т. е. чтобы все его части были взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Важным условием для развития повествовательной речи является правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков, так как характерные недостатки детских рассказов — однообразие используемых синтаксических конструкций (короткие нераспространенные бессоюзные предложения, часто незаконченные, повторение одних и тех же слов, частей предложения и даже целых фраз и т. д. Воспитатель помогает детям овладевать языковым материалом, характеризующим качественные стороны предметов и явлений (прилагательные и причастия в роли определений, обозначающим отношения предметов по месту и времени, а также причинные и причинно-следственные связи (наречия, предлоги, союзы). Кроме того, педагог учит их пользоваться словарным материалом, характеризующим уровень обобщения (обобщающие слова; существительные, обозначающие видовые и родовые понятия).
Не менее важно постоянно уделять внимание формированию навыков построения предложения. Работа над предложением включает следующие задачи: развитие умения составлять простые распространенные предложения, пользоваться предложениями с однородными членами, с сочинением и подчинением. «Выполнение этих задач обеспечивает самостоятельность детей в формировании предложений, умение логично, последовательно излагать свои мысли».
Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на образную речь. Очень важно, чтобы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка. Образную речь ребенка развивают на основе активизации его образного мышления, воображения. В процессе обучения дети овладевают умением использовать в монологической речи несложные образные описания, сравнения, эпитеты, а также различные интонационные оттенки.
Педагогу следует добиваться, чтобы дети глубже переживали свое отношение к предметам, событиям и ярче передавали его в рассказах.
Действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников является художественная литература. Она оказывает огромное влияние и на развитие и обогащение речи ребенка. На занятиях в детском саду дошкольники знакомятся с лучшими произведениями детской литературы. Задача педагога — донести до детей содержание произведения в единстве с его языковым богатством, умело подчеркнуть некоторые наиболее доступные их пониманию элементы композиции. Большую роль играет при этом образная, эмоциональная речь воспитателя.
Однако обучение будет эффективным лишь в том случае, если дети внимательно слушают объяснения и указания воспитателя, активно выполняют учебные задания, проявляют к ним интерес.
На занятиях по рассказыванию педагог приучает детей к умственному труду, воспитывает способность к произвольным усилиям для решения поставленных задач, умение усваивать речевые образцы и творчески следовать им при выполнении заданий. Овладение воспитателем методами и приемами обучения рассказыванию — одно из важнейших условий успешной работы по развитию речи дошкольников.
На занятиях используются такие приемы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, опенка речевой деятельности и др.
При проведении того или иного занятия педагогу следует находить наиболее эффективные варианты сочетания различных приемов с тем, чтобы повышать активность и самостоятельность детей.
Варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа.
1 вариант
Детям на каждый стол даются разные серии картин (из уже знакомой серии, использующихся в практике работы детского сада). Предлагается разложить их в такой последовательности, чтобы получился рассказ. Затем на доске воспитатель выставляет другой набор картинок, в них заведомо нарушена последовательность. Дети должны отыскать ошибку и исправить её. Далее детям дается задание придумать название рассказа и содержание по всем картинкам.
Этот вариант выявляет умение детей выстроить содержание картин в логической последовательности и возможности дошкольников в построении связного рассказа по картинкам.
2 вариант
Вся серия картинок выставляется на доске. Первая картинка открыта, вторая, третья, четвёртая картинки закрыты. Детям предлагается по такому расположению составить рассказ. После составления рассказа открывается вторая картинка, снова дети придумывают рассказ по данному расположению. Далее последовательно открывается третья картинка, затем последняя. В конце дети дают название рассказа, выбирают самое удачное.
Такой вариант предъявления картин помогает развитию воображения детей, умения предвидеть развитие сюжета, действия персонажей, изображенных на первой картинке, учит детей придумывать наиболее точное название рассказа.
3 вариант
Перед занятием каждый ребёнок раскладывает последовательно серию картинок. На занятии педагог расставляет картинки заведомо неверно и спрашивает: «Правильно ли поставлены картинки? Что надо сделать, чтобы было правильно? Кто из вас разложил, картинки не так, как стоят они сейчас?» Дети обсуждают, почему надо разложить картинки в той, а не иной последовательности. Затем дети составляют рассказ по всей серии (на каждую картинку вызывается один ребенок, дети договариваются между собой, кто будет начинать рассказ, кто его продолжит и кто закончит). Все рассказы анализируются, подбирается название.
В таком варианте развивается осознание детьми правильности выполнения задания, это повышает их ответственность за свое высказывание. Кроме того, такой прием, как распределение обязанностей и коллективное рассказывание, предполагает умение детей договариваться между собой, с одной стороны, а с другой – дети самостоятельно распределяют рассказывание по частям, т. е. идет закрепление представлений о композициях рассказа (начало – середина – конец). Таким образом, такой вариант рассказывания сразу выполняет несколько функций.
4 вариант
Сначала педагог выкладывает серию картинок, по которым дети придумывали рассказ на прошлом занятии. Далее зачитываются названия рассказа, которые давали сами дети, воспитатель включает и своё наиболее подходящее название, дети выбирают самое удачное, свой выбор обосновывают.
Затем детям дается следующая серия картинок, которую надо разложить в правильной последовательности и составить коллективный рассказ. Педагог спрашивает детей, как они распределились, кто из них начнет рассказ, кто расскажет середину, кто будет заканчивать. Так закрепляется представление о композиции, формируется умение действовать сообща, помогать товарищу в случае затруднения. На таких занятиях решаются и умственные, и нравственные задачи.
5 вариант
На доске выставляется серия из четырех картинок : три первые закрыты, последняя открыта. Детям задается вопрос: «Как вы думаете, что здесь могло произойти? Попробуйте составить рассказ, когда вы знаете, чем закончились события». Один ребенок рассказывает по такому расположению. Затем открывается первая картинка. Теперь детям знакомы все герои рассказа, снова придумывается рассказ. После этого открываются средние картинки, дети составляют «команду» и рассказывают по очереди вчетвером. Каждая «команда» дает свое название рассказу, выбирается лучшее название. В конце детям задается вопрос, о чем этот рассказ, этим выясняется, как они понимают суть рассказа.
Такой вариант закрепляет представления детей о композиции (детям известен конец рассказа, а начало и середину они придумывают самостоятельно, без знания персонажей, это развивает воображение, логику выстраивания сюжета.
6 вариант
Воспитатель показывает детям одну картинку, дети рассматривают ее, затем один ребенок придумывает рассказ по одной картинке. Задается вопрос: «Может ли быть продолжение у этого рассказа? Каким оно может быть?» Затем на доске выставляется вся серия картинок из пяти штук. Открываются они через одну: 1-я, 3-я и 5-я открыты, а 2-я и 4-я закрыты. Дети составляют рассказ по такому расположению. Затем открывается вторая картинка, снова составляется рассказ, наконец, открываются все картинки, и группа из пяти детей составляет новый рассказ.
Этот вариант позволяет опросить почти всех детей группы. Детям сначала приходится вообразить, что может произойти с героями этого рассказа, а затем восстанавливается полностью все содержание этого сюжета.
7 вариант
Воспитатель выставляет серию из четырех картинок, открывается первая и четвертая картинки, вторая и третья закрыты. Дети придумывают рассказ по этому расположению, дают ему название. Затем открываются все картинки, снова составляется рассказ.
Такой вариант закрепляет представление о композиции (известно начало и конец рассказа, дети предполагают, что может быть изображено в середине).
Правильному построению рассказа способствует самостоятельное раскладывание набора картинок каждым ребенком, рассказывание при частью закрытой серии. Это помогает детям чувствовать логику изложения, развивает воображение.
Название выражает суть рассказа и является одним из критериев связной речи, поэтому детей нужно учить нахождению смыслового заголовка.
На каждом занятии дети выполняют различные упражнения, лексические и грамматические, направленные на формирование умений составлять простые и сложные предложения, подбирать синонимы и антонимы к заданным словам, связывать между собой части высказывания. Эта работа сочетается с основным содержанием рассказов, с персонажами, изображенными на картине.
Методика обучения старших дошкольников рассказыванию по сюжетной серии картинок.
В работе с детьми при обучении рассказыванию по серии сюжетных картин воспитатели применяют ряд методов и приемов обучения.
Наглядные методы. Картины являются наглядными объектами обучения, дети рассматривают их как в процессе занятий, так и в повседневной жизни. Рассматривание картин является опосредованным наглядным методом и применяется в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, закрепления полученных во время наблюдения знаний, формирования связной речи.
В процессе обучения дошкольников используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах, описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов. Конечно, во всех этих процессах обязательно предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое. Источником же, определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и детей, являются отдельные картины и серии сюжетных картин.
Словесные методы в детском саду используются реже, чем в школе. В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом.
При рассматривании серий сюжетных картин используется метод рассказа воспитателя, в старших группах, для закрепления сообщенных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору используется метод беседы.
Словесные методы в так называемом чистом виде в детском саду употребляются очень редко. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех, словесных методах применяют или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций).
Цель практических методов — обучить детей на практике применять полученные знания, помогать усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. В детской саду практические методы носят чаще всего игровой характер. Дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная) - универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи.
Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное).
Прием - это элемент метода. В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов. Прежде всего, их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на словесные, наглядные, игровые.
Для того чтобы дети лучше поняли содержание картин, воспитатель проводит с ними предварительную беседу, в которой используется личный опыт ребят, воспоминания о событиях сходных с изображенными на картине.
Вопросы воспитателя являются основным методическим приемом, они помогают детям наиболее точно определять свойства и качества предметов.
Вопросы воспитателя побуждают детей не только выделять объекты и их качества, но и объяснять доступные пониманию ребенка явления. Анализ осеннего пейзажа проходит не в отрыве от действий героя, а в тесной взаимосвязи, что обеспечивало целостность восприятия картины. Вопрос «Где собирала девочка листья?» одновременно поддерживал интерес к главному персонажу и выделял новые аспекты картины.
Переход от анализа одной группы фактов к анализу другой не должен нарушать целостности восприятия картины. «Девочка гуляет в саду осенью. Как она оделась на прогулку?» — этими словами воспитатель переключает внимание детей на описание одежды девочки. Ребята не только называют предметы одежды, но и объясняют, почему осенью одеваются тепло.
Таким образом, последовательность вопросов обеспечивает целостность восприятия картины и помогает детям сделать правильный вывод: «Девочке весело гулять в саду осенью».
Большую роль играют не только вопросы воспитателя, но и его высказывания, которые обобщают детские ответы и служат образцом построения предложений. Педагог не только синтезирует детские впечатления, но и эмоционально окрашенным словом усиливает воздействие картины на детей. Он вводит новые слова и словосочетания, показывает детям процесс словообразования (листья желтые — листья желтеют, дает пример точного и выразительного высказывания. Речь воспитателя еще более сосредоточивает внимание детей на картине, при повторном ее рассматривании новые слова и словосочетания закрепляется в их памяти.
Занятие должно завершаться обобщающим рассказом педагога. Это дает детям возможность еще раз вслушаться в слова и фразы, которые воспитатель ранее включал в свои вопросы и пояснения.
Активизация в речи детей связных высказываний достигается различными путями и осуществляется с учетом возрастных возможностей дошкольников, а также своеобразия самих картин.
Огромную роль играет рассказ педагога, который является для детей речевым образцом. Качеству этого образца в каждом конкретном случае необходимо уделять самое большое внимание.
Живой, содержательный и в то же время лаконичный рассказ воспитателя помогает дошкольникам осмыслить содержание многопредметной сюжетной картины, разобраться во взаимоотношениях персонажей. Дети на практике видят, как можно в устной форме передать содержание картины, учатся соотносить рассказ с картиной.
В средней группе на занятиях по развитию речи широко используются картины, изданные в качестве учебных наглядных пособий для детских садов. Цель обучения остается прежней - учить детей описывать изображенное на картине.
В средней группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться и совершенствоваться в старшей группе. В данном возрасте по-прежнему одним из основных методических приемов являются вопросы педагога.
Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним-двумя словами. (Развернутый ответ может состоять из нескольких предложений.). Чрезмерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам. Нечетко поставленные вопросы также тормозят развитие у детей речевых навыков.
Надо иметь в виду, что непринужденные, свободные высказывания позволяют детям живее выразить впечатления от увиденного, поэтому при рассматривании картин следует устранять все, что повлечет за собой скованность детских высказываний, снизит эмоциональную непосредственность речевых проявлений.
Очень важно целенаправленно упражнять детей в умении составлять высказывания из нескольких предложений несложной конструкции. С этой целью в процессе рассматривания сюжетной картины рекомендуется выделять те или иные объекты для развернутого описания их, не нарушая в то же время целостное восприятия. Вначале педагог дает пример стройного, лаконичного, точного и выразительного высказывания. Дети с помощью вопросов и указаний воспитателя пробуют справиться с описанием следующего объекта, опираясь при этом на речевой образец.
Таким образом, на занятиях по рассматриваю картин дошкольники упражняются в построении высказываний из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказ педагога по картинам, так что их опыт восприятии рассказов постепенно обогащается. Все это, несомненно, подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов в старшей и подготовительной группах.
Многообразие методов и приемов используемых в работе с дошкольниками позволяет формировать грамотную речь ребенка и умение оперировать словарным запасом рассматривая и описывая серии сюжетных картин используемых в дошкольном учреждении.
Таким образом, можно еще раз отметить, что работа по формированию связного высказывания должна быть систематической, методически грамотно построенной и вестись под руководством педагога.
Список литературы:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М., 1997.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1999.
3. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1981.
4. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи. – Воронеж, 2004.
5. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. – М., 1982.
6. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф. А. Сохина. – М., 1984.
7. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи в детском саду. – М., 1993.
8. Ушакова О. С., Смирнова Е. А. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картинок. // Дошкольное воспитание. – 1987. - № 12