Марина Шалаева
Взаимосвязь ручной моторики и мелкой моторики рук с развитием речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. (Георг Вильгельм Фридрих Гегель). В последние годы все чаще отмечается тенденция увеличения детей с патологией речи. Это связано, прежде всего, с неблагоприятными факторами, которые негативно сказываются на развитии речи детей. К ним можно отнести: плохую экологическую обстановку, различные инфекции, осложненное течение беременности и родов, недостаточное уделение внимания воспитанию детей, которое связанно с занятостью родителей, психологические травмы у детей в раннем детстве и т. д.
Публикация «Взаимосвязь ручной моторики и мелкой моторики рук с развитием речи детей» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Проблема исправления и коррекция речи в наше время является достаточно распространенной. Учитывая, что речевые отклонения возникают на раннем этапе развития малыша, то необходимо распознать нарушение речи, и своевременно начать бороться с этой проблемой, чтобы обеспечить достойное будущее вашему ребенку. Для того, чтобы обеспечить полноценную коррекционную помощь, работа над развитием речи должна быть всесторонней, и затрагивать все аспекты, которые положительно повлияют на этот процесс.
Одним таким немаловажным аспектом является работа над мелкой моторикой и тонкой моторикой пальцев рук. Уже достаточно давно была установлена взаимосвязь между речью и моторикой рук, то есть уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Также мы можем наблюдать следующую закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и сама речь. И действительно, на практике при диагностическом обследовании, у 80 % детей имеющих патологию речи, наблюдаются низкие показатели развития общей моторики и моторики рук. (1). Дети, страдающие общим недоразвитием речи, имеют разной степени выраженности недостаточность в развитии общей моторики и подвижности пальцев рук, т. к. это тесно связано с речевой функцией. В дальнейшем, это сказывается на отношение к обучению в школе, уже на самых первых этапах.
Вот почему работа по развитию мелкой моторики, является важной составляющей в коррекционной работе с детьми по преодолению речевых расстройств. Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.
Высокий уровень развития мелкой моторики, свидетельствует о функциональной зрелости головного мозга у ребенка. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на активизацию речевых зон коры головного мозга, а в следствии и на благоприятное развитие речи. Умение выполнять мелкие движения с предметами развиваются в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга и развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков. Поэтому придается большое значение к использованию этого факта в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.
Выполняя различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на речевое развитие, но и подготавливает малыша к рисованию, лепке, а в дальнейшем и развивает руку к письму. В следствии такой целенаправленной работы, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Всё это создает благоприятную базу для улучшения качества речи и более успешному обучению в школе.
В ходе работы над моторикой пальцев рук, можно наблюдать положительную динамику в речевом развитии, сначала начинает появляется артикуляция слогов, а затем слов и предложений. Речь ребенка становится более активной, свободной, ему легче общаться со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, можно смело заявлять, что кисть руки – это орган речи ребенка, которую необходимо развивать начиная с самого раннего возраста. Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». С Василием Александровичем трудно не согласиться — двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь, да и не только она.
Существует один метод определения речевого развития ребенка : Необходимо попросить малыша показать один, два и три пальчика (сначала самому взрослому показать, как это нужно сделать). Те дети, которые легко выполняют изолированные движения пальчиков, уже хорошо говорят. Если пальчики не слушаются, вялые или же поднимаются все вместе, необходимо более интенсивнее развивать речь. (4) Конечно бывают и исключения из правил. Бывают дети с хорошо развитой речью, но слабой моторикой рук или наоборот.
Наши знания о прямой взаимосвязи мелкой моторики и речи детей необходимо применять на практике. Ведь наша задача, как педагогов, способствовать наиболее полному раскрытию творческого и умственного потенциала ребенка, заложенного природой. Поскольку первой естественной деятельностью малыша является движения рук и пальчиков, необходимо организовать среду, которая будет предоставлять максимальный простор для развития мелкой моторики. Только такой подход, основанный на следовании заложенной в нас природе, поможет воспитать гармоничного и счастливого ребенка.
На собственном опыте я убедилась что действительно, верный и точный подход к развитию мелкой моторики малышей способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитие речевой функции.
Свой проект по саморазвитию «Влияние мелкой моторики на развитие речи» я начала с малышей от 1,5-2 лет. Для целенаправленной помощи воспитанникам первой младшей группы был создан кружок “Веселые пальчики”. Где в основном работа велась при помощи техники Су - Джок терапии. (3)
Су-Джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время.
Мы применяли Су-Джок-массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.
Достоинствами Су-Джок терапии являются:
Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков. (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат). Ежедневный тщательный массаж кистей рук от кончиков пальцев до предплечья очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт с ребенком.
Для малышей были подготовлены различные дидактические пособия такие как:
«Тактильный квадрат» (на фанеру квадратной формы приколачиваются разноцветные канцелярские гвозди и прилагаются бухгалтерские резиночки)
Игры с этим пособием развивают сенсорное восприятие ребенка, тактильную память, сообразительность и творческие способности, мелкую моторику пальчиков, что благотворно воздействует на умственный потенциал малыша.
«Пальчиковый бассейн» (в контейнере размером с небольшую коробку на крышке проделываются два круглых отверстия таким размером, чтобы рука ребенка с легкостью проходила, края обрабатываются наждачной бумагой во избежании травматизма. Далее заполняем контейнер фасолью или гречкой, можно периодически менять содержимое, и прячем от малышей некий клад который они с удовольствием будут искать.
Во время поиска предметов происходит самомассаж кистей и пальцев рук что способствует: нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, увеличению объема амплитуды движений пальцев рук, формирование произвольных, координированных движений пальцев рук.
Такое дидактическое пособие как «Шумовые яйца» учат детей дифференцировать неречевые шумы, развивать логическое мышление, внимательность, память.
Так же на развитие мелкой моторики и развитие мышц кистей рук способствую игры с прищепками.
Ну и конечно же пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры способствуют не только речевому, но и всестороннему развитию малыша. Этим веселым занятиям посвящены многие книги.
Для овладения правильной артикуляцией к нам в гости приходил язычек и рассказывал свои удивительные истории. Вырабатывали правильные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для четкого произношения звуков
С двух лет мы с детьми начали знакомиться со звуковой стороной речи. Погрузились в удивительный мир звуков, открыли особую языковую действительность, где начинаются азы фонетики и морфологии. Используя подражания и показывая рисунки предметов, в названиях которых есть тот или иной звук, изображали жужжание жука, шипение змеи или же пели песенку водички, комара. При этом обращали внимание на правильную артикуляцию при произношении конкретного звука.
К трем годам при помощи мнемотаблиц развивали монологическую речь. Строили описательные рассказы каких - либо предметов. Развивали мышление, фантазию. Обогащали словарный запас. Учились составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.
После проведенной диагностики анализ результатов обследования речи детей трех лет показал заметный скачек. Малыши регулярно участвующие в проекте «Влияние мелкой моторики на развитие речи» показали результат сходный с результатом детей старше на год. Малыши свободно строили предложения, активно участвовали в беседах, словарный запас был богат для детей данного возраста. Самостоятельно находили речевые ошибки и исправляли их. Владели простейшими навыками словообразования.
Дети, не посещавшие проект (вновь прибывшие дети в детский сад) заметно отличались от сверстников. Звуковая сторона речи имела большие дефекты. Речь больше походила на фразовую. Ответы на вопросы состояли из двух – трех словных предложений. В описании предметов возникали трудности.
Этот проект еще не закончен, но уже в середине его, мы можем сформулировать следующие выводы: основы мелкой моторики закладываются в раннем возрасте; развитие мелкой моторики пальцев полезно и есть прямая зависимость между точным движением пальцев рук и формированием речи; упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.
Таким образом, можно смело заявлять, что кисть руки – это орган речи ребенка, которую необходимо развивать, начиная с самого раннего возраста.
Целенаправленное, систематическое и планомерное использование упражнений для мелкой моторики стимулирует речевые зоны коры головного мозга, что положительно сказывается на коррекции речи детей, дает возможность для совершенствования психических процессов, которые тесно связаны с речью, способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на эмоциональную сферу, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными, а речь совершенствуется.
1. Н. Н. Лобанова // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 595-596.
2. Шанина С. А., Гаврилова А. С. Играем пальчиками – развиваем речь.
3. Су-джок терапия в коррекционно-практической работе с детьми. / Л. А. Ивчатова. -Логопед – 2010. № 1.
4. Методы обследования нарушений речи у детей М., 1982. 161 с.