Люся Сергеевна Шубенок
Формирование речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики - неотъемлемая составляющая развития ребёнка. Уровень мелкой моторики определяет готовность ребёнка к школе, а развитие мелкой моторики оказывает решающее влияние на развитие речи, ловкости пальцев, стимулирует речевые зоны головного мозга.
Публикация «Формирование речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Чем раньше начать работу с ладошками, тем быстрее ребёнок скажет первые слова. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.
Детские педагоги психологи бьют тревогу – в последнее десятилетие детей, страдающих нарушениями речи, стало на порядок больше, чем тридцать-сорок лет тому назад. Главная причина этой проблемы - общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук.
Наблюдая за детьми в первой младшей группе, я заметила, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук : одни не могли правильно держать ложку и ручку, другие – застегивать, расстегивать застежки, молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках. Тогда мной была начата работа по развитию мелкой моторики рук.
Развивая моторику, учитывала возраст и возможности ребёнка, соблюдая последовательность:
Первый раз показывала упражнение и объясняла, как это делать.
Второй раз выполняла упражнения вместе с ребёнком, называя при этом свои действия.
На третий раз предлагала ребёнку выполнить задание самостоятельно
Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики у детей приносила плоды, я провожу её регулярно и последовательно от простого к сложному. Длительность упражнений составляет 2- 5 минут ежедневно.
Мы разучиваем большое количество пальчиковых игр. Эти игры я стараюсь использовать как на занятии, так и в повседневной жизни. Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения строила таким образом, чтобы сочетались сжатия, растяжения, расслабления кисти рук, а также я использовала изолированные движения каждого из пальцев.
Например: «Дождик», «Снежки», «Этот пальчик…» и т. д.
Сжимание и разжимание ручек, шевеление пальцами и ладошками доставляет малышам до трех лет огромное удовольствие
Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка
Дети в возрасте 2 - 3 лет выполняют :
• энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).
• составляем простые фигуры из пальцев и ладоней: колечко, ковшик, кораблик, домик, ворота, замок, очки, цепочка, ёжик.
В моей группе много игр для развития мелкой и тонкой моторики, которые мы делали своими руками:
«Волшебные горошины»
Игры с прищепками: делаем лучики для солнышка и т. д.
«Бусы»- надеваем бусинки на шнурок.
Различные игры-шнуровки,
На шнурки дети надевают любые игрушки имеющие отверстия.
Разрезные картинки из 3- 6 частей.
Большая роль в развитии моторики отводится играм со сборно - разборными игрушками: матрешками, бочонками, пирамидками разных размеров в виде колец или колпачков.
С удовольствием дети играют мозаикой, в «пазлы», раскладывают бусинки и пуговицы по цвету и размеру.
Очень любят ребята когда мы проводим игры-эксперименты с водой -переливание воды из ёмкости в ёмкость ложечками, игрушечными бокальчиками, мелкими резиновыми игрушками и т. д.
С водой и мылом: пускаем мыльные пузыри, стираем кукле одежду, купаем игрушки, пинцетом вылавливаем плавающие на поверхности воды кусочки бумаги.
Исследуем свойства бумаги: бумагу, салфетки комкаем, разглаживаем ладошкой, рвём на кусочки.
Экспериментируем также с песком, крупой, горохом, фасолью (ищем в них мелкие игрушки, рассыпаем, собираем руками или с помощью совочка, лепим куличики из песка, рисуем пальчиком). Такое игровое упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массирует ручку малыша, развиваются его тактильные ощущения.
При организации рисования я использую различные методы и приемы, что хорошо развивает правильный захват пальцев, способствует развитию у ребенка красивого почерка. Мы рисуем пальчиками, карандашами, кисточками, трафаретами, замазываем пластилином рисунки (рыбку, мячик).
Развиваем моторику и лепкой, чтобы раскатать кусочек пластилина требуются определённые усилия, что тренирует силу рук. Главное условие всего вышесказанного - чтобы дети играли экспериментируя с удовольствием.
В результате проделанной работы наблюдается положительная динамика в развитии детей :
увеличивается словарный запас детей, речь становится более эмоциональной и выразительной;
кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений;
укрепляется физическое и психическое здоровье детей;
повышается любознательность, пытливость;
дети овладевают рациональными приемами обследования;
дети активны при взаимодействии с взрослым;
у детей проявляется желание творить;
повысился интерес к опытно - экспериментальной деятельности.
Развитие мелкой моторики у дошкольников будет успешно осуществляться при использовании различных видов деятельности,
в процессе которых ребёнок осуществляет действия с различными материалами, позволяющими овладеть сложными, дифференцированными навыками и умениями; развивать силу мышечных усилий, ручную умелость. Которые позволят преодолеть имеющиеся трудности и обеспечат подготовку руки ребёнка к обучению в школе.