Трубина Татьяна Сергеевна
Сопровождение как образовательная технология
▼ Скачать + Заказать документы
План сопровождения как образовательная технология разработана Казаковой Е. И [1]. Источниками создания данного плана послужили исследования и опыт оказания комплексной помощи детям в специализированных учреждениях, а так же опытно-экспериментальная и инновационная деятельность специалистов, взаимодействующих с детьми в системе образования. В основе данного плана лежит системно-ориентационный подход к развитию человека. Одним из основных положений плана Казаковой Е. И. является приоритет опоры на индивидуально-личностный потенциал субъекта, приоритет ответственности за совершаемый выбор. Таким образом, автор считает, что для осуществления права свободного выбора личностью различных вариантов развития необходимо научить человека разбираться в сущности проблемы, вырабатывать определенные стратегии принятия решения.
Публикация «Сопровождение как образовательная технология» размещена в разделах
Казакова Е. И. [1] в своем исследовании четко разделяет сопровождение как метод, как процесс и как службу. Согласно ее взглядам, метод сопровождения - это способ практического осуществления процесса сопровождения, а служба сопровождения развития - это средство реализации процесса сопровождения.
В теории сопровождения Казаковой Е. И. относительно развития детей дошкольного возраста утверждается, что в каждом конкретном случае носителем проблемы ребенка выступает как сам ребенок, так и его ближайшее окружение: педагоги, воспитатели, родители. Автор считает, что сам процесс сопровождения развития ребенка осуществляется на основе следующих принципов:
– рекомендательный характер советов сопровождающего;
– приоритет интересов сопровождаемого;
– непрерывность сопровождения;
– мультидисциплинарность сопровождения;
– стремление к автономизации.
Эти принципы помогают осуществлять на практике различные виды психолого-педагогического сопровождения : индивидуальное и системное.
Технология сопровождения в образовании - это область научно-практической деятельности целого ряда специалистов. Это относительно новое направление в психологии образования в России, которое развивается на основе мультидисциплинарного подхода к онтогенезу. Воплощая на практике идеи гуманистического и личностно-ориентированного образования, технология сопровождения становится необходимой составляющей образовательной системы, позволяющей создавать условия для полноценного развития детей.
Обсудим различные виды психолого-педагогического сопровождения. Индивидуальное сопровождение детей в образовательных учреждениях «предполагает создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска» и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются». Следовательно, можно рассматривать такое сопровождение как форму организации деятельности педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении, как модель осуществления психолого-педагогической работы с дошкольниками.
Битянова М. Р. [3] определяет сопровождение как систему профессиональной деятельности психолога в образовательной среде, направленную на создание эмоционального благополучия ребенка, его успешного развития и обучения. Она видит задачу педагога-психолога при взаимодействии с ребенком в создании условий для «продуктивного продвижения по тем путям, которые он выбрал сам в соответствии с требованиями педагога и семьи». Другими словами, автор считает, что психолого-педагогическое сопровождение - это научное психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса.
Автор выделяет три взаимосвязанных компонента сопровождающей деятельности педагога-психолога в школе:
– систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития в процессе школьного обучения;
– создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения;
– создание специальных социально-психологических условий детям, имеющим проблемы в развитии.
Эти компоненты охватывают практически все стороны и направления деятельности психолога, и не только в образовательном учреждении. Таким образом психолого-педагогическое сопровождение процесса развития дошкольника будет заключаться в реализации каждого из трех названных направлений.