елена бусаргина
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого – педагогическое сопровождение педагогов в Доу
Педагог в современном детском саду должен быть широко образованной и эрудированной личностью, профессионально компетентным, умеющим найти "ключик" к каждому ребенку, родителю, иметь свою "изюминку", быть интересным для окружающих. Важно, чтобы воспитатель не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в новой организации воспитательно-образовательного процесса, но и был открыт к общению. Построение данного процесса в соответствии с новыми требованиями предполагает изменение практически всей системы деятельности педагога, пересмотр его взглядов на структуру коммуникации с детьми и родителями. Этот процесс требует больших эмоционально-личностных затрат и зачастую вызывает растерянность и неуверенность в своей компетентности у педагогов. В прояснении личностных возможностей и психологических ресурсов, а также развитии коммуникативности воспитателей может оказать помощь педагог-психолог. Его основная задача при этом – способствовать решению профессиональных и личностных проблем, возникающих из-за отсутствия психологических знаний о своем внутреннем "Я", о педагогических возможностях общения с детьми и особенно с родителями. Невольно возникает вопрос: «Разве только психолог осуществляет подготовку такого рода?» Ответ прост: не только психолог.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в ДОУ» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Но из – за не владения методиками быстрого восстановления психологических сил и наличия у педагога деструктивных эмоциональных навыков, такое эмоциональное напряжение становится негативным, что приводит к появлению так называемого синдрома «эмоционального выгорания». Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Опасность СЭВ заключается в том, что ему свойственно изо дня в день прогрессировать! Это может приводить к тому, что реальная практика педагога пойдет в разрез с его ценностными установками: жестокое давление на детей при вполне гуманистической идеологии, и наоборот, периодически возникающие попустительство и безразличие к поведению детей при жестких авторитарных установках. Затормозить этот процесс бывает крайне сложно. Поэтому самое разумное - предотвратить появление данного синдрома, «задушить его на корню».
Все это послужило основанием для разработки программы по профилактике «эмоционального выгорания» воспитателей в нашем детском саду, которая ориентирована на обучение методам профилактики и преодоления «эмоционального выгорания» и профессиональной усталости.
Цель программы: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции, раскрытие творческого потенциала.
Используемые методы: игровые, арртерапевтические и релаксационные техники, психогимнастические упражнения и элименты тренинга общения.
В программе используются различные способы управления эмоциональным состоянием:
• игры, направленные на развитие социальной перцепции, в ходе тренинговых занятий с помощью специально разработанных упражнений участники получают вербальную и невербальную информацию о том, как их воспринимают другие люди, насколько точно их самовосприятие (упражнения «Я знаю, что тебе приснилось», «Белые магия, черные магия»).
• методы телесно – ориентированной терапии позволяют прочувствовать свое тело, осознать степень его напряжения, гармонизируют прочувствовать свое тело (упражнения «Броуновское движение», «Моечная машина», «Медитация»).
• методы арт - терапии, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое
• игровые методы;
Сроки реализации программы по профилактике эмоционального выгорания педагогов рассчитана на 2 месяца : 1 информационно-диагностическую встречу и 4 тренинговых, проводимых раз в неделю по 1 часу сенсорной комнате. Участники реализации программы педагоги дошкольного учреждения по 5-7 человек.
В ходе реализации проекта по сохранению психического здоровья педагога в дошкольном образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:
улучшится психологический климат в коллективе;
снизится ситуативная и личностная тревожность педагогов;
сформируются навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
повысится самооценка и уверенность в себе;
раскроется творческий потенциал к профессиональной самоактуализации
В заключение можно сказать, что работа по формированию профессиональной компетентности обеспечивает стабильную работу педагогического коллектива, полноценное, всестороннее развитие и воспитание детей, качественное усвоение ими программного материала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, а так же повышение эффективности образовательного процесса ДОО
Библиографический список
1. Портфолио педагога – психолога ДОУ : сборник/ автю – сост. Афонькина Ю. А., - В., изд – во «Учитель».
2. Практические семинары и тренинги для педагогов. – Вып. 1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие