Линда Чернова
Метод проектов как эффективная образовательная технология в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Метод проектов как эффективная образовательная технология в ДОУ
Чернова Л. В.
МБДОУ «Детский сад №68 «Паровозик»
Китайская пословица гласит:
«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню,
дай попробовать - и я пойму».
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий.
Публикация «Метод проектов как эффективная образовательная технология в ДОУ» размещена в разделах
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.
Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
В начале работы над проектом мы выбираем вместе с детьми тему для более глубокого изучения, составляем план познавательной деятельности, в которой учитываем все виды детской деятельности (познавательно – исследовательская, игровая, общение и т. д.)
Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). В группе создаем условия для осуществления детских замыслов. На данном этапе проводятся занятия, игры, наблюдения, предлагаем домашнее задание родителям и детям.
Заключительным этапом является презентация проекта. Мы готовим праздник, занятие или досуг.
Мы с воспитанниками учувствовали в таких проектах как : «Правильное питание – залог здорового образа жизни», главной целью которого являлась пропаганда здорового питания среди детей и их родителей. Итоговым продуктом данного проекта стала книга рецептов здорового питания; так же мы с детьми разработали и реализовали проект «Использование игровых приемов и знакомство с иллюстрацией для развития у детей навыков пересказа и описательного рассказа». Целью данного проекта было повышения уровня речевой активности у детей, а итоговым продуктом стала книжка – малышка «Волшебные сказки». Иллюстрации к книжке рисовали сами дети, а сказки они сочиняли совместно с родителями; еще один проект реализованный в нашей группе назывался «Здоровье с Су-Джок». В этом проекте мы преследовали цель: развитие мелкой моторики посредством игр с массажным мячиком Су-Джок для улучшения речи и познавательных процессов.
В ходе проектов все участники проявляли активность: дети с интересом вовлекались в новую тему, родители осуществляли помощь в подборе атрибутов, участвовали в конкурсах, выставках. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Таким образом можно сделать вывод что дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка и стартовым периодом для формирования нравственных основ личности. Поэтому грамотно спланированная и организованная проектная деятельность в ДОУ имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольников. Коллективная работа в микрогруппах дает возможность проявлять себя в различных видах ролевой деятельности, а общее дело развивает социально-личностные качества. Проектная деятельность формирует у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивает их познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.