Анастасия Рузанкина
Метод проектов как эффективная образовательная технология
▼ Скачать + Заказать документы
Метод проектов как эффективная образовательная технология
Рузанкина А. В., воспитатель
МБДОУ «детский сад №110»
Либо я найду путь, либо проложу его!
Ф. Сидней
В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом – Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС). Реформирование системы образования, демократизация и гуманизация этой важной для общества социальной сферы требуют нового подхода к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Так как современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь на много больше, чем их сверстники 10 - 15 лет назад.
Публикация «Метод проектов как эффективная образовательная технология» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности.
Актуальность данной темы заключается в том, что исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, в наши дни является метод проектной деятельности.
Метод проектов не только актуален, но и эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации. Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Оно обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребё нка-дошкольника:
1. Расширяются знания детей об окружающем мире (при выполнении исследовательских и творческих проектов).
2. Развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные.
3. Формируется оригинальный замысел и умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации.
4. Развивается умение следовать задуманному плану.
5. Приобретаются у детей необходимые социальные навыки.
6. Вносятся разнообразия в игровую деятельность.
Для воспитателя:
1. Изменяет мировоззрение.
2. Требует ежедневного творческого, личностного роста.
Для родителей воспитанников:
1. Развиваются детско-родительские отношения (ребёнок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывает новое).
2. Жизнь родителей наполняется богатым содержанием.
Что же такое «ПРОЕКТ»?
В словаре слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза».
Метод проектов - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Метод проектов как педагогическая технология - это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом)
В старшем дошкольном возрасте это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников;
Продолжительность
1Краткосрочный проект. Одно или несколько занятий: 1-2 недели – месяц
2. Проект средней продолжительности 2 - 4 месяца.
3. Долгосрочный проект Учебный год.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов :
1. исследовательско - творческие проекты : дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. ролево - игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по - своему поставленные проблемы);
3. информационно - практико – ориентированные проекты : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. творческие проекты в детском саду - (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например, («Театральная неделя»). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются сюжетно - ролевые - игровые и творческие проекты.
Проекты, которые я применяю с детьми раннего дошкольного возраста в основном краткосрочные это «Детский сад: адаптация без слез», «Моя любимая игрушка». По играм «Мой веселый звонкий мяч», «Музыкальные игры». По нравственно патриотическому воспитанию «День победы». Особенно детям нравятся проекты по опытно - эксперементальной деятельнсти «Играя, познаем» (игры с песком и водой). Долгосрочный проект «Огород на окне».
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Я считаю, что технологии метода проектов, положительно сказываются на социальном воспитании детей, так как это и умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие – иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута. Так же совпадение взрослых и детских целей, определяет эффективность воспитательно - образовательного процесса; увлечённость детей деланием помогает решать вопросы дисциплины.
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.