Татьяна Алекберова
Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология технология в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Алекберова Т. И.
старший воспитатель
МАДОУ №161 «Ёлочка»
Г. Улан-Удэ, Республика Бурятия
Аннотация: в статье раскрывается реализация музейной педагогики в ДОУ в соответствие с модифицированной программой ДОУ по региональному компоненту для детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: музейная педагогика, мини-музей, музей в чемодане.
Публикация «Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология технология в ДОУ» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.
Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры (Н. Г. Макарова, 1987, Т. А. Алешина, 1999); социокультурное пространство российской провинции (А. Л. Филатова, 2000); оценивают в качестве информационно-коммуникативной системы (С. В. Пшеничная, 2000).
Основной целью музейной педагогики является : приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.
Один из принципов организации мини-музея в ДОО - обязательное сочетание предметного мира музея с программой, реализуемой в дошкольной организации в соответствие с ФГОС ДО. В нашем детском саду реализуется модифицированная программа «Особенности интеграции национально-регионального компонента в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста», соответственно, мини-музеи созданы с учетом задач этой программы. Это мини-музеи : «Русская изба» и «Бурятская юрта».
Цель создания мини-музеев приобщение детей к истокам русской, бурятской и других культур народов Забайкалья, формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста.
В рамках развития мини-музея «Русская изба» были созданы пособия – «Музей в чемодане» для девочек – «Хозяюшка», для мальчиков «Удалец-молодец», содержание которых является интерактивным, мобильным познавательно-игровым комплексом для детей дошкольного возраста, предназначены они для изучения русского быта, культуры и фольклора, а также реализуют гендерный принцип классического народного воспитания. Пособия в соответствие с требованиями ФГОС ДО к предметно-пространственной среде.
1. Пособие «Музей в чемодане» «Удалец-молодец»,
Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с атрибутами русского быта, домашнего и приусадебного хозяйства.
Задачи:
1. познакомить с особенностями ведения хозяйства на Руси,
2. закрепить понятия об орудиях труда.
3. продолжать знакомить детей дошкольного возраста со старинными профессиями, трудовыми навыками.
4. Воспитывать навыки ведения хозяйства.
5. Развивать трудовые качества, самостоятельность, ответственность.
Вариативность использования:
- сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Сапожная мастерская», «Кузница», «Приусадебное хозяйство».
- игровой интенсив: подвижные, настольные игры, спортивные игры, развивающие силу и выносливость.
- метод погружения в историческую атмосферу русского дома, быта, домашнего хозяйства, приусадебной деятельности.
- предметно-практическая деятельность (изготовление атрибутов для игровой деятельности, предметов мебели, хозяйства, орудий труда и т. д.).
- музыкально-эстетический цикл (разучивание русских народных песен, загадок, пословиц и поговорок о труде, чести, доблести, храбрости).
2. Пособие «Музей в чемодане» «Хозяюшка»
Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с атрибутами русского быта, культуры, фольклора.
Задачи:
1. познакомить с особенностями народным русским сарафана, дать понятие о головных уборах,
2. закрепить понятия о предметах домашнего уюта, их назначении и технологии изготовления.
3. продолжать знакомить детей дошкольного возраста с домашней утварью.
4. Закрепить знания детей о русских народных игрушках, забавах и русских народных играх.
5. Воспитывать навыки ведения хозяйства.
6. Продолжать закреплять использование метода моделирования
7. Развивать эстетические чувства, творчество, самостоятельность, ответственность, заботу о младших.
Вариативность использования:
- сюжетно-ролевые игры («Ряжение», «Дом»)
- игровой интенсив: театральные игры, подвижные, настольные русские народные игры.
- метод погружения в историческую атмосферу русского дома, быта, календарных праздников, проведения обрядов.
- предметно-практическая деятельность (изготовление хлебо-булочных изделий для игровой деятельности, плетение половиков, лоскутное шитье, вышивание рушников, вязание салфеток, изготовление кукол-закруток и т. д.).
- музыкально-эстетический цикл (разучивание русских народных песен, закличек, пестушек, загадок, пословиц и поговорок).
Результативность реализации технологии музейной педагогики в ДОУ.
• У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
• Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
• У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы.
Развивающие задачи:
* учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т. е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
* формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т. е. к художественному восприятию действительности;
* развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
* вызывать уважение к другим культурам;
*развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.
На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т. е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.
Литература:
1. Интернет-ресурсы.
2. Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
3. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
4. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
5. Трунова, М. Секреты музейной педагогики : из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
6. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
7. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики : путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.