Ирина Иванова
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения. Главной целью в создании модели психологического сопровождения детей с ОВЗ является разработка инструментария сопровождения такого ребёнка, обеспечивающих успешную дальнейшую интеграцию.
Публикация «Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ» размещена в разделах
Для детей с ОВЗ в ДОУ создаются специальные образовательные условия. Психологическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляется с целью создания максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум.
Задачи:
1. Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ
2. Осуществление индивидуальной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ
3. Помощь детям с ОВЗ в освоении образовательной программы.
4. Оказание консультативной помощи родителям и педагогам, осуществляющим воспитательно-образовательную работу детей с ОВЗ
5. Отслеживание динамики развития детей с ОВЗ
Ключевыми направлениями работы педагога-психолога ДОУ с детьми с ОВЗ является:
Диагностическое направление. Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
• своевременно выявить детей с ОВЗ;
• выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
• определить оптимальный педагогический маршрут;
• обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ОВЗ в дошкольном учреждении;
• спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
• оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
• определить условия воспитания и обучения ребёнка;
• консультировать родителей ребёнка.
Коррекционная и развивающая работа, включающая индивидуальные и групповые занятия. Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:
• развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков.
• развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
• формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
• формирование и развитие социальных навыков и социализации.
В кабинете психолога имеется специальное оборудование для работы:
- пузырьковая труба, световые лампы, световой дождь для релаксации;
- кинетический песок и световой стол для песочной терапии;
- игровое оборудование.
- теневой театр;
- компьютерная техника, принтер, проектор и другие
Консультативно – просветительское и профилактическое направление. Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
Организационно–методическое направление. Данное направление деятельности педагога - психолога включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в различных мероприятиях, а также оформление документации.
Ожидаемые результаты:
- оптимальная ориентация педагогов и родителей в проблемах воспитания и обучения ребенка с ОВЗ
- освоение программы дошкольного образования ребенком с ОВЗ
- конструктивное межличностное взаимодействие детей с ОВЗ.
- развитые компенсаторные навыки, выравнивание психофизических нарушений.
Для развития ребёнка с ОВЗ, необходима организация детской деятельности и создание специально созданной среды в ДОУ. Эта среда представляет собой единство всех участников образовательного процесса, а также создание психологической помощи, поддержки и обеспечения с целью преодоления барьеров, возникающих на пути развития ребёнка.