Светлана Резанова
Опыт работы над проектом «Я и моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему:
«Все начинается с семьи – и мир тоже…»
"Семья - это не просто основа государства и общества,
это духовное явление, основа нравственности".
В. В. Путин.
Часто слышны высказывания на дефицит у россиян национального самосознания, на отсутствие единства нации. Но ведь нация начинается в семье. А семья - это не только «папа, мама, я», это целая родословная. Знать свой род, его историю, корни, чувствовать себя не одиноким колоском в поле, а членом своей семьи, частичкой родных людей, создающих историю
Публикация «Опыт работы над проектом „Я и моя семья“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
и судьбу своей страны. Это важное условие самосознания и показатель культуры отдельного человека и всех людей в целом. В тоже время в семье, где все знают друг друга и воспитываются в духе взаимопонимания и взаимопомощи, ребёнок становится ответственен за свое поведение, за свою жизнь.
Семья выполняет воспитательную функцию. В семье познает ребёнок,
что такое добро, зло, дружба, верность. В семье он знакомится с трудовыми навыками, учится уважать труд родителей. Для ребёнка семья это то, где начинается развитие его социальной природы, где он принимает первые решения относительно себя, где переживает всю гамму чувств и взаимо-отношений, где начинается его Родина. Для ребенка дошкольника существует только ближайшее окружение, которое и определяет его поведение и самооценку себя, как личности. Я считаю, что в старшем дошкольном возрасте педагоги начинают формировать социальные роли:
Я - член семьи, Я - член коллектива, Я- житель этого города, Я- гражданин России, и только после этого, Я- житель планеты Земля. Даже в самой «плохой» или «трудной» семье у ребёнка формируется эмоционально-насыщенный образ родного дома. Дети должны учиться не столько брать,
а самое главное - отдавать: проявлять заботу о близких, не огорчать плохими поступками, быть уважительными друг к другу.
Хочется, чтобы дети росли в атмосфере любви.
На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей стала одной из основных причин демографических проблем. Важно вернуть авторитет и привлекательность семьи в обществе. Детский сад и семья должны объединять усилия. И дошкольное образовательное учреждение, и родители должны работать в интересах ребёнка, разделяя ответственность
за воспитание и его развитие.
В статье 44 Закона об образовании говорится:
Родители несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. А образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей.
Существует множество проблем современной семьи :
• большинство семей озабочены решением проблем экономического, физического выживания;
• родители самоустраняются от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка;
• ограниченность общения взрослого и ребёнка;
• недостаточность эмоционального компонента общения.
Необходимо ликвидировать эти проблемы в целенаправленной работе и формировать у родителей педагогическую компетентность.
Общаясь с детьми, выясняется, что дети не знают своих родных, их профессий, имен своих бабушек и дедушек, интересов семьи. Поэтому тема для меня стала актуальной. Изучение историй семей является одной из значимых.
Без активного участия родителей, работа воспитателей не принесет нужных результатов.
Семья и дом – это не только и не столько кров, а это близкие люди, продолжение рода. Семья - это «Семь-Я». Корни любой семьи уходят далеко в прошлое. До начала 20 века семьи были большими и дружными, крепкими. Жили на Руси весело, старых уважали, молодых оберегали. О семье складывали притчи, былины, сказки, рассказы, стихи, множество пословиц и поговорок. Недаром слова мама, родина, семья, дом испокон века назывались - святые или красные слова.
Знают ли наши дети корни своей семьи, её интересы и историю? Какие взаимоотношения у членов семьи?
Ответы на эти вопросы были получены в ходе реализации творческого проекта «Я и моя семья».
Работа над проектом заставила задуматься, что у каждой семьи есть род, история, прошлое и настоящее. История каждой семьи – это история нашей страны, это наши прародители, которые защищали и оберегали родину.
Семья для каждого должна быть опорой, поддержкой и тем местом, куда всегда хочется вернуться. Семья помогает нам преодолеть трудности, развивать навыки общения, даёт нам уроки любви.
В процессе работы над проектом дошкольники и родители пришли к выводу: нужно находить общие дела и увлечения, отдыхать активно, заботиться о животных и растениях, заниматься спортом, музыкой и живописью. А чтобы в семье был мир и лад, нужно любить друг друга и уважать мнения всех, прощать обиды и не злиться.
Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопросы: почему необходимо заботиться о своей семье и уважительно относиться друг к другу.
Проект дал возможность детям познакомиться с произведениями художников, писателей, поэтов, музыкантов и с русским народным творчеством, связанным с семьей.
За время реализации проекта развивались творческие и познавательные способности детей, умение анализировать. Дети играли, рассматривали, наблюдали, сочиняли, читали и рассказывали.
Активизировалось сотрудничество педагогов, детей и родителей. Также у родителей повысилась заинтересованность в помощи детям.
Благодаря проведенной работе, у детей и родителей появилось стремление больше времени проводить вместе, вести здоровый образ жизни не только в физическом плане, а и в психологическом.
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность».
В. А. Сухомлинский