Светлана Судакова
Консультация «Технология формирования системы знаний о растениях у детей 5–6 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему:
«Технология формирования системы знаний о растениях у детей 5-6 лет»
Специфической чертой формирования представлений об объектах живого мира у дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Значимый момент при формировании представлений о жизни растений связан с выработкой отношения детей к растениям, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом.
Публикация «Консультация „Технология формирования системы знаний о растениях у детей 5–6 лет“» размещена в разделах
– «огород на окне», выращивание двух луковиц в стеклянных сосудах (в разных условиях, еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в календаре. Это развивает наблюдательность детей, их способность замечать изменения растущих растений, понимать значение неодинаковых условий для их роста;
– наблюдение и уход за комнатными растениями;
– чтение на протяжении всего учебного года коротких рассказов писателей о растениях, рассматривание книг с иллюстрациями, изучение стихотворений позволяют формировать у детей устойчивый интерес к наблюдению природы, понимание того, что впечатления можно творчески представить другим людям – в форме рассказов и рисунков;
– проведение экологических досугов, развивающих положительное эмоциональное отношение к природе;
– организация экологических тропинок по территории детского сада, с рассказами воспитателя о растениях, произрастающих на территории детского учреждения, или походы на близлежащие зеленые зоны;
– отгадывание загадок о растениях;
– изготовление поделок из природных материалов, аппликаций;
– организация праздников, посвященных временам года, где подробно рассказывается о сезонных явлениях в жизни растений;
– совместная деятельность взрослых и детей в зеленой зоне детского сада.
Создание стационарной развивающей экологической среды в дошкольном учреждении – это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ.
Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы ребенок научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить его в соответствующую атмосферу.
Растения на окне – это живые существа, с которыми сталкивается современный ребенок, придя в детский сад, которые не умеют разговаривать, но способны отвечать на заботу. Для того, чтобы дети понимали необходимость ухода за объектами уголка природы, воспитатель предлагает им решить, что надо делать, для чего, как все делать по правилам, и проверять, как каждый ребенок выполняет все процессы (рыхлит землю, поливает, моет листья, при этом от детей требуется бережное отношение к растениям.
При подборе обитателей уголка живой природы следует учитывать ряд требований, что поможет избежать ошибок и обеспечит эффективность воспитательного и образовательного воздействия труда и наблюдений детей. Вот эти требования:
1. Растения должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы. Это дает возможность познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений.
2. Растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызывать и удерживать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста.
3. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений. Это дает возможность детям увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
4. Растения должны быть абсолютно безопасны для здоровья детей.
5. Уголок природы – место труда и наблюдения детей. Уход за его обитателями по качеству, характеру труда, затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи воспитателя). Поэтому подбираются неприхотливые растения, не требующие для своего содержания сложного оборудования.
6. Необходимо учитывать возможности нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения дошкольного учреждения с его повышенной температурой, сухостью, наличием шума и т. д.
Знания детей 5-6 лет о комнатных растениях получают существенные дополнения. Дети узнают о том, что растениям для роста и развития нуждаются в тепле, свете, влаге и человеческом уходе. Если чего-то не хватает, то это может привести к гибели растения. Детям следует объяснить, разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги: одни хорошо растут при ярком освещении, другие – в тени; одни нуждаются в частом поливе, другие надо поливать редко.
Огород на окне – это очень хорошее подспорье. Целью создания в детском саду «Огорода на окне» является вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской работе в области цветоводства. Основная задача взрослых – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Основная цель огорода – создание условий для развития у дошкольников познавательных интересов, потребности в самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности через организацию огорода на окне.
Задачи, решаемые в процессе организации огорода на окне:
• поддерживать интерес к растениям, желание наблюдать, выращивать и ухаживать за ними;
• углублять и расширять знания о растениях (название, внешний вид, части растения, условия для их роста, способы размножения);
• побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию;
• развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы, доказательно строить суждения;
• формировать навыки безопасного поведения, ценностное отношение к здоровому образу жизни;
• воспитывать желание участвовать в труде, проявлять сочувствие ко всему живому.
Формы организации работы на огороде на окне: непосредственно-образовательная деятельность; экскурсии на огород в весеннее-осенний период на участке детского сада; практическая деятельность в огороде на окне (уход за растениями); элементарная поисковая деятельность; проведение викторин, праздников; выпуск оздоровительных рецептов; ведение панорамы добрых дел; ведение календарей природы; выставки овощных культур; конкурс детских плакатов, рисунков, сказок, загадок.
Выращивая и ухаживая за растениями, дети наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития, изучают правила ухода и потребности растений. При организации наблюдений за ростом растений, используются схемы, модели, обозначающие действия, с помощью которых можно правильно осуществлять уход за растениями, фиксировать этапы опытов, собирать информацию о растениях.
Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и заботиться о «братьях меньших» – растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ними. Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми.
Цель наблюдения за жизнью растений – это усвоение разных знаний, установление свойств и качеств, внешнего строения, причин изменения и развития объектов растительного мира, сезонных явлений в жизни растений. Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие, активное восприятие детей : задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.
Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы.
Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с растениями приучает детей подмечать их особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания. Наблюдение за жизнью растений является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.
Для формирования у детей представлений о росте и развитии растений, о разнообразии растений, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Часто в процессе наблюдения бывает необходимо установить целое явление по отдельным его признакам. Например, определить по цвету, зрелый или незрелый плод; узнать по упавшему семени, какому дереву оно принадлежит, по следу – какое животное прошло, и т. д.
Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3-6 человек, так и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также задач, стоящих перед воспитателем. Так, на занятии можно наблюдать за растениями, трудом взрослых. Работа с детьми в этом случае организуется фронтально. На экскурсии наблюдение организуется со всеми детьми, с маленькими подгруппами и с отдельными воспитанниками. В уголке природы целесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми или с небольшими подгруппами.
В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть: индивидуальным, групповым; фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает: эпизодическим, длительным; итоговым (обобщающим).
Общие требования к организации наблюдения. Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.
1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.
2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.
3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.
4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка).
5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.
6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.
7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы
При организации наблюдения необходимо учитывать уровень развития наблюдательности у воспитанников данной группы. В выборе объектов воспитатель руководствуется и сроками наступления различных явлений в природе местного края. Важно продумать, как будет организовано наблюдение: со всеми детьми или с подгруппой, у всех ли детей будет раздаточный материал (ветки, семена, овощи, фрукты) или только у воспитателя. Не менее важна подготовка объектов наблюдения. Проводя наблюдение, воспитатель строит свою деятельность, учитывая три основных этапа.
На первом этапе необходимо, чтобы воспитанники получили общее представление об объекте. Детям дается время для его подробного осмотра. Воспитанники должны удовлетворить свое любопытство, узнать, что это такое, выразить к нему свое отношение.
На втором этапе воспитатель, учитывая возрастные возможности детей, использует разнообразные приемы для выявления свойств, качеств, признаков объекта, особенностей образа жизни, состояния растения и т. д. Воспитатель задает детям вопросы, загадывает загадки, предлагает обследовать предмет, сравнить один с другим. Широко используются трудовые действия, игровые приемы, а также стихи, отрывки из художественных произведений. Это вызывает у детей эмоциональное отношение к наблюдаемому объекту. Так, например, рассматривание растения начинается с выделения наиболее ярких его частей (цветок, стебель, листья). Затем по порядку рассматриваются особенности их внешнего строения (величина, форма, характер поверхности и т. д.). Воспитатель, таким образом, приучает детей вести наблюдение планомерно.
На третьем этапе подводится итог наблюдения, обобщаются полученные знания. Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Так формируется система знаний, умений и навыков детей.
Итак, процесс формирования системы знаний о растениях у детей 5-6 лет осуществляется успешно при условии: организации целостного эколого-педагогического процесса с учетом интеграции познавательной, гуманистической, эмоциональной его направленности; формирования системы знаний о растениях, включающей представления о связи растений со средой обитания, морфофункциональной адаптации растений к взаимодействию с внешней средой, пользе для человека; включения материала по ознакомлению с миром растений в различные доступные ребенку виды деятельности.