Андрианова Ольга
Технологии здоровьесбережения в художественно-эстетическом развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Технологии здоровьесбережения в художественно-эстетическом развитии
Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Публикация «Технологии здоровьесбережения в художественно-эстетическом развитии» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранении здоровья ребенка на всех этапах его развития.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Непрерывная образовательная деятельность проводится в режиме смены динамических поз. Часть образовательной деятельности дети проводят стоя или сидя на ковре: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя за столами. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка.
Чередование различных видов деятельности таких, как: самостоятельная деятельность с различными изобразительными средствами, беседы, просмотр видеоматериалов, рассматривание наглядных пособий позволяет детям избежать переутомления, способствует поддержанию интереса к происходящему на протяжении всего времени детям с разными темпераментами.
Чтобы ребята не уставали, создаем условия для здорового развития воспитанников. В обучении изобразительной деятельности всегда используем такие здоровьесберегающие технологии такие как :
Пальчиковая гимнастика - тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.
Гимнастика для глаз - способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения, способствует расширению зрительно-двигательной активности, стимулирует нервные окончания и дает отдых утомленному зрению.
Дыхательная гимнастика – У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Самомассаж – обладает расслабляющим действием и снижает перенапряжение.
Физкультминутки – вынужденная статическая поза на занятиях ведет к утомлению дошкольников, понижает уровень их работоспособности. Физкультминутки позволяют снять усталость, напряжение и сохранить физическое здоровье, вызывают положительные эмоции, то есть создают благоприятный эмоциональный настрой и способствуют здоровью детей.
Изобразительная деятельность оказывает положительное влияние на здоровье ребенка. В частности, на физическое развитие.
В младшем дошкольном возрасте рекомендуется использовать рисование пальчиками, ладошками:
развитие тактильной чувствительности,
Мелкой моторики
Развитие сложных вращательных движений кисти рук
Способствует снятию мышечного и эмоционального напряжения
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками : тычок жесткой полусухой кистью, отпечатки листьев, рисование ватными палочками:
Развивается мелкая моторика, сила нажима
Зрительно-двигательное развитие
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники : рисование мятой бумагой, кляксография с трубочкой:
Развитие мелкой моторики
Развитие дыхательного аппарата, силы лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.
В любом возрасте можно использовать работу с нитками, которая развивает моторику пальцев и координацию движений ребенка, тактильную чувствительность, снимает эмоциональное напряжение.
Аппликация из различных материалов: из комочков салфеток, крупы, природного материала, пластилина – развивает мелкую моторику, успокаивает нервную систему, формирует координацию движения пальцев рук, развивает тактильное восприятие.
Рисование песком - При рисовании песком используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему, идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. При этом нормализуется эмоциональное состояние ребенка. У детей активно развивается мелкая моторика : каждый элемент картины рисуется определенным пальчиком определенной руки. В процессе рисования песком задействована не только вся кисть руки: и ладонь, и пальцы, но и большая часть групп мышц. Происходит укрепление костно-мышечного аппарата, формирование правильной осанки, координации движений.
При контакте с песком снижается эмоциональная нагрузка, повышается стрессоустойчивость.
Таким образом, можно сказать, что все перечисленные технологии не будучи по своей сути новыми, приобретают сегодня новое звучание и актуальность, все они являются здоровьесберегающими, а изобразительная деятельность, в основе которой заложено использование традиционных и нетрадиционных приемов, техник и технологий оказывает положительное влияние на здоровье.