Елена Анатольевна Валеулина
Своеобразие речевой деятельности у детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему:
«Своеобразие речевой деятельности у детей с ЗПР.»
Дети с ЗПР- это особая категория детей, у которых отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространённость нарушений речи.
Характерным признаком клинической картины нарушений у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи.
Публикация «Своеобразие речевой деятельности у детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Несформированность речевой системы и оперирования элементами речи на практическом уровне ограничивает у детей с ЗПР возможность перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей.
Одной из характерных особенностей ЗПР является неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. В речевой сфере это проявляется в различном соотношении нарушений структурных элементов импрессивной и экспрессивной сторон речи у детей данной категории.
Импрессивная речь.
У дошкольников с ЗПР ряд исследователей обнаруживает несформированность слухового восприятия и дифференциации звуков речи, низкий уровень развития фонематического анализа и синтеза. Недостаточность мыслительной деятельности,низкая познавательная активность,свойственные детям данной категории, затрудняют приобретение ими элементарных сведений о звуковой действительности речи. Обнаруживается диффузность фонематических представлений и слабая ориентировка в звуковом и слоговом составе слов.
Понимание детьми с ЗПР слов и простых предложений своеобразно. Дети буквально понимают слова, употребляющиеся в языке в переносном значении, выделяют в значении слова отдельный признак, связанный с конкретной ситуацией. Незнакомые слова они воспринимают по аналогии с ранее известными, опираясь на звуковое сходство. Эти особенности приводят к дефицитарности понимания ими речи в целом.
Экспрессивная речь.
У детей с ЗПР в большинстве случаев выявляются речедвигательные нарушения. Отмечается несформированность движений артикуляционного аппарата как по месту образования движений, так и по положению органов артикуляции. Нарушения кинетической и кинестетической организации двигательного акта в артикуляторной моторике и несформированность речедвигательного и речеслухового анализаторов обусловливают особенности фонетико-фонематической системы языка детей с ЗПР.
Наблюдается качественный состав нарушений фонетической стороны речи у детей. Чаще всего сочетаются дефекты смешения звуков и замены, или смешения и искажения звуков. В речи детей с ЗПР чаще всего нарушаются артикуляторно сложные звуки: свистящие,шипящие и сонорные.
У дошкольников с ЗПР выявляется своеобразие пассивного и активного словарного запаса, связанное с их интеллектуальной и эмоциональной незрелостью и сниженной познавательной активностью. Это определяет ограниченность, неточность, ошибочность знаний и представлений детей об окружающем мире, причинно-следственных связях. Речь детей с ЗПР в основном носит ситуативный характер,при этом для них крайне затруднена перекодировка непосредственных впечатлений в словесную форму. Извесно, что пополнение словаря ребёнка идёт не только за счёт «механизма подражания»слова, употребляемым окружающими, но и путём словообразования на основе способности детей к практическим обобщениям. При норме развития детское словотворчество охватывает от двух до пяти лет, тогда как у детей с ЗПР наиболее бурное словотворчество наступает к концу дошкольного возраста и сохраняется на первых годах школьного обучения. Предполагается, что задержка сроков появления словотворчества определяется спецификой функционирования ЦНС детей с ЗПР. Грамматическая сторона речи этих детей также недостаточно сформирована. Ряд грамматических категорий дошкольники с ЗПР практически не используют в активной речи и недостаточно понимают их в речи окружающих (формы родительного падежа множественного числа и тв. падежа единственного числа,у них несформировано развёрнутое речевое высказывание, внутреннее програмирование и грамматическое структурирование. В речи отмечается значительное число аграмматизмов,проявляющееся в сужении набора и искажении употребляемых грамматических конструкций.
В связной речи детей с ЗПР наблюдаются нарушения как семантической структуры текста,так и языкового его оформления. При этом в большей мере страдает внутреннее програмирование текста,чем языковое оформление.
Подводя итог выше изложенному необходимо отметить, что одни компоненты языковой системы у дошкольников с ЗПР формируются гармонично (сохраняется нормативный ход их развития в онтогенезе). Другие компоненты – фонематическое восприятие, артикуляционная моторика и звукопроизношение – специфически нарушаются при формировании. Третьи компоненты – звукослоговой анализ и синтез, лексика, грамматическое оформление речи- при формировании и задерживаются, и нарушаются одновременно.
Возможно, именно различный характер формирования компонентов языковой системы затрудняет успешную коррекцию речи дошкольников данной категории.