Приложение МААМ

Своеобразие речевой деятельности у детей с ЗПР

Елена Анатольевна Валеулина
Своеобразие речевой деятельности у детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Статья на тему:

«Своеобразие речевой деятельности у детей с ЗПР

Дети с ЗПР- это особая категория детей, у которых отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространённость нарушений речи.

Характерным признаком клинической картины нарушений у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи.

Публикация «Своеобразие речевой деятельности у детей с ЗПР» размещена в разделах

Несформированность речевой системы и оперирования элементами речи на практическом уровне ограничивает у детей с ЗПР возможность перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей.

Одной из характерных особенностей ЗПР является неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. В речевой сфере это проявляется в различном соотношении нарушений структурных элементов импрессивной и экспрессивной сторон речи у детей данной категории.

Импрессивная речь.

У дошкольников с ЗПР ряд исследователей обнаруживает несформированность слухового восприятия и дифференциации звуков речи, низкий уровень развития фонематического анализа и синтеза. Недостаточность мыслительной деятельности,низкая познавательная активность,свойственные детям данной категории, затрудняют приобретение ими элементарных сведений о звуковой действительности речи. Обнаруживается диффузность фонематических представлений и слабая ориентировка в звуковом и слоговом составе слов.

Понимание детьми с ЗПР слов и простых предложений своеобразно. Дети буквально понимают слова, употребляющиеся в языке в переносном значении, выделяют в значении слова отдельный признак, связанный с конкретной ситуацией. Незнакомые слова они воспринимают по аналогии с ранее известными, опираясь на звуковое сходство. Эти особенности приводят к дефицитарности понимания ими речи в целом.

Экспрессивная речь.

У детей с ЗПР в большинстве случаев выявляются речедвигательные нарушения. Отмечается несформированность движений артикуляционного аппарата как по месту образования движений, так и по положению органов артикуляции. Нарушения кинетической и кинестетической организации двигательного акта в артикуляторной моторике и несформированность речедвигательного и речеслухового анализаторов обусловливают особенности фонетико-фонематической системы языка детей с ЗПР.

Наблюдается качественный состав нарушений фонетической стороны речи у детей. Чаще всего сочетаются дефекты смешения звуков и замены, или смешения и искажения звуков. В речи детей с ЗПР чаще всего нарушаются артикуляторно сложные звуки: свистящие,шипящие и сонорные.

У дошкольников с ЗПР выявляется своеобразие пассивного и активного словарного запаса, связанное с их интеллектуальной и эмоциональной незрелостью и сниженной познавательной активностью. Это определяет ограниченность, неточность, ошибочность знаний и представлений детей об окружающем мире, причинно-следственных связях. Речь детей с ЗПР в основном носит ситуативный характер,при этом для них крайне затруднена перекодировка непосредственных впечатлений в словесную форму. Извесно, что пополнение словаря ребёнка идёт не только за счёт «механизма подражания»слова, употребляемым окружающими, но и путём словообразования на основе способности детей к практическим обобщениям. При норме развития детское словотворчество охватывает от двух до пяти лет, тогда как у детей с ЗПР наиболее бурное словотворчество наступает к концу дошкольного возраста и сохраняется на первых годах школьного обучения. Предполагается, что задержка сроков появления словотворчества определяется спецификой функционирования ЦНС детей с ЗПР. Грамматическая сторона речи этих детей также недостаточно сформирована. Ряд грамматических категорий дошкольники с ЗПР практически не используют в активной речи и недостаточно понимают их в речи окружающих (формы родительного падежа множественного числа и тв. падежа единственного числа,у них несформировано развёрнутое речевое высказывание, внутреннее програмирование и грамматическое структурирование. В речи отмечается значительное число аграмматизмов,проявляющееся в сужении набора и искажении употребляемых грамматических конструкций.

В связной речи детей с ЗПР наблюдаются нарушения как семантической структуры текста,так и языкового его оформления. При этом в большей мере страдает внутреннее програмирование текста,чем языковое оформление.

Подводя итог выше изложенному необходимо отметить, что одни компоненты языковой системы у дошкольников с ЗПР формируются гармонично (сохраняется нормативный ход их развития в онтогенезе). Другие компоненты – фонематическое восприятие, артикуляционная моторика и звукопроизношение – специфически нарушаются при формировании. Третьи компоненты – звукослоговой анализ и синтез, лексика, грамматическое оформление речи- при формировании и задерживаются, и нарушаются одновременно.

Возможно, именно различный характер формирования компонентов языковой системы затрудняет успешную коррекцию речи дошкольников данной категории.

Публикации по теме:

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Конспект интегрированного занятия по развитию творческо-речевой деятельности «Сон Умки» для детей 5–6 летКонспект интегрированного занятия по развитию творческо-речевой деятельности «Сон Умки» для детей 5–6 лет Автор: Назарова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования школы раннего развития "Звездочка" МБУ ФОСЦ "ОРИОН" высшей квалификационной.

Конспект НОД по речевой деятельности в старшей группе «Наш город»Конспект НОД по речевой деятельности в старшей группе «Наш город» Цель: Развитие грамматически правильной речи и речевого творчества. Задачи: 1. Учить отвечать на вопросы полными предложениями; 2. Учить.

Конспект по речевой деятельности «Описательный рассказ «Белочка» в средней группе детей с ОВЗКонспект по речевой деятельности «Описательный рассказ «Белочка» в средней группе детей с ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: закрепить знания детей о том, как звери готовятся.

Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей»Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей» 1. На чудо - дереве появляются листья – поддувалочки. Педагог (без детей) снимает с чудо – дерева листья поддувалочки и раскладывает их.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка» В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц» Ранний дошкольный возраст – это когда ребенок стал более самостоятельным и уже пора исследовать мир. Многие возрастные особенности связаны.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности. Главная особенность дошкольного.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Своеобразие речевой деятельности у детей с ЗПР
Опубликовано: 20 марта 2022 в 19:28
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Своеобразие речевой деятельности у детей с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Елена Анатольевна Валеулина (УИ 293507) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД