Елена Жигулина
Роль игровых технологий в развитии чувства ритма старших дошкольников на музыкальных занятиях в ОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Статья посвящена использованию музыкально-дидактических игр в практике дошкольного учреждения. Автор рассматривает возможности развития чувства ритма в рамках музыкальных занятий со старшими дошкольниками.
Полноценное восприятие ребенком музыки возможно лишь в том случае, если при знакомстве с музыкальным произведением он понимает, о чем «рассказывает музыка». Педагоги-музыканты считают, что ребенок не просто воспринимает музыкальные звуки, красоту и гармоничность их сочетаний, но и стремится сопоставить все это с чем-то реальным. Доказано, что помочь ребенку в этом сложном процессе способны игровые технологии, в частности, музыкально-дидактические игры. Это связано с тем, что комплексно воздействуя на ребенка, они вызывают зрительную, слуховую и двигательную активность, расширяют музыкальное восприятие в целом. Назначение музыкально-дидактических игр – научить ребенка «различать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений» [5,182].
Публикация «Роль игровых технологий в развитии чувства ритма старших дошкольников на музыкальных занятиях в ОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. Как считает Н. И. Льговская, систематичность и целенаправленность использования игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями доставит детям наслаждение от игры [6, 22]. Следует обратить внимание на то, что музыкально-дидактические упражнения занимают немного времени на занятиях. Музыкально-дидактические игры более сложны в использовании и проводить их следует только тогда, когда у детей уже есть некоторый опыт общения с музыкой, то есть в старшем дошкольном возрасте.
Игровые технологии в современном образовательном процессе дошкольного учреждения занимают важное место, оставаясь актуальными на протяжении десятилетий: каждый творческий педагог, двигаясь в ногу со временем, находит интересное в хорошо знакомом. Немаловажно мнение исследователей о том, что музыкально-дидактические игры должны быть не только просты и доступны, интересны и привлекательны, но также красочно оформлены. В этом с успехом помогают современные информационные технологии, которые позволяют значительно разнообразить способы использования игр, побуждая детей петь, слушать, играть и танцевать, повышая результативность музыкального воспитания.
Существуют различные классификации музыкально-дидактических игр. Н. А. Ветлугина предложила их разделить на настольные, подвижные и хороводные. А. Н. Зимина пишет о спокойном музицировании, подвижных играх с элементами соревнования и играх, построенных по типу хороводных в зависимости от дидактической задачи и развертывании действий в игре. Э. П. Костиной разработаны настольные музыкально-дидактические игры для развития музыкально-сенсорных способностей. Л. Н. Комисарова разделяет игры и пособия по видам музыкальной деятельности, которые осваиваются с их помощью. В дальнейшем вопросами развития звуковысотного, тембрового, динамического слуха и ритмического чувства посредством музыкально-дидактических игр, разработкой их структуры, содержания, требований к музыкально-дидактическому материалу и эстетическому оформлению занимались Жердеева Н. Г., Льговская Н. И., Побожакова А. О. И. П. Равчеева и др.
В статье мы ограничимся играми, направленными на развитие ритмического чувства. Ритм - важное средство музыкальной выразительности и первостепенное в комплексе музыкальных способностей. Его сущность рассматривается в отечественной музыкальной теории, музыкальной психологии и педагогике Н. А. Ветлугиной, В. В. Медушевским, Е. А. Назайкинским, В. И. Петрушиным, О. П. Радыновой, К. В. Тарасовой, Б. М. Тепловым, О. П. Радыновой, Г. М. Цыпиным и др. как совокупность составляющих его компонентов - темпа, метра и ритмического рисунка. Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которых невозможно активное восприятие музыки и точное ее воспроизведение, то есть практически невозможна никакая музыкальная деятельность. В педагогической среде считается, что чувство ритма наиболее трудно поддается развитию и воспитанию. Однако трудность развития ритмических способностей не означает невозможности их развития. Педагоги-музыканты высказывают предположение, что не совсем верна традиционная методика работы с ритмом, подменяющая «музыкальный» подход «арифметическим» - с помощью счета.
В знаменитой работе «Ритм» Ж. Далькроз пишет: «…лучший возраст для начала занятий – между шестью и десятью годами. К сожалению, этим возрастом не пользуются для занятий ритмом.» [3, 27]. Большое внимание ритмическому воспитанию на основе сочетания движения, речи и игре на элементарных музыкальных инструментах уделял К. Орф. Он считал, что именно эта триада позволит ребёнку понять и пережить музыку, даст возможность жить в ней, чувствовать, двигаться, что и является для педагога основной задачей. В рамках нашего исследования представляет интерес учебно-методическое пособие Н. А. Бергер «Сначала - ритм». Автор убеждена, что процесс овладения чтением ритмического рисунка протекает гораздо проще и быстрее, чем изучение звукобуквенной грамоты [1, 3-10].
В своей практической деятельности музыкального руководителя детского сада пос. Солидарность Елецкого муниципального района Липецкой области я применяю разнообразные игровые технологии и музыкально-дидактические игры. Для того, чтобы дети с желанием упражнялись в развитии чувства ритма, необходимо заинтересовать их. Значительная часть музыкально-дидактических игр, направленных на развитие чувства ритма, построена на элементарном музицировании с использованием природных «инструментов» - рук и ног. С их помощью дети, разделившись на группы, импровизируют сопровождение к звучащим песням и стихам. В первом блоке музыкально-дидактических игр «Божья коровка», «Весёлая семейка», «Паровоз», «Ритмослов», «Ножки и ладошки» и т. д. дети учатся правильно определять и выкладывать разнообразные ритмические формулы : долгий звук это - «та» (четверть, короткий звук - «ти» (восьмая, знакомятся с их графическим изображением [2, 7, 8]. Сначала вместе с педагогом, а затем самостоятельно проговаривают, прохлопывают различные ритмические формулы.
При изучении следующего блока игр: «Знакомство с длительностями», «Музыкальная пауза», «Живые ритмические формулы» дети узнают, что ритмические формулы можно составлять не только на магнитной доске, с помощью различных картинок и графических изображений, но и с помощью своих друзей. В дидактических играх «Спой песенку друга», «Спой свою песенку», задания усложняются: нужно не просто проговорить заданную ритмическую формулу, но и пропеть её на «свою» мелодию. С целью развития самостоятельности, инициативы и творчества детям можно не предлагать в качестве образца готовые ритмические формулы. Старшие дошкольники самостоятельно их выбирают и составляют, что способствует активизации процесса их зрительного восприятия. Заключительный блок построен на использовании возможностей элементарных музыкальных инструментов (ложек, бубнов, коробочек, трещоток и т. п.)
На протяжении всей работы с играми я осуществляю с детьми субъект - субъектное взаимодействие: дети и педагог выступают как равные партнёры в музыкальной и игровой деятельности. С целью развития самостоятельности, инициативы дошкольникам предоставляется право выбора материала для дидактических игр, творчества. Отрицательное оценивание заданий не озвучивается - напротив, применяются приёмы поощрения и похвалы, создание «ситуации успеха» для снятия детской робости, неуверенности и застенчивости. Помогают направлять деятельность детей на достижение результата приёмы пояснения, совета и напоминания. Рефлексия способствует осознанию дошкольниками качества выполнения заданий, умению отмечать свои успехи и затруднения.
В работе музыкального руководителя игровые технологии и музыкально-дидактические игры - важнейшее средство развития музыкальных способностей детей на основе объединения восприятия, пения, движений под музыку, игры на элементарных музыкальных инструментах. Как показывает наша практика, систематическое применение игровых технологий и музыкально-дидактических игр вызывает у детей активный интерес к музыке, позволяет быстрее и качественнее выполнять задания и способствует более быстрому овладению музыкальным репертуаром и основами музыкальной грамоты, помогает развитию не только музыкальных, но и общих способностей ребенка. А это значит, что к окончанию времени пребывания в детском саду у детей формируются предпосылки к учебной деятельности, необходимые им для успешного обучения в школе.
Список литературы
1. Бергер Н. А. Сначала – РИТМ (Ребенок играя творит музыку). Учебно-методическое пособие. - СПб: Композитор, 2004
2. Давидчук А. Н., Селихова Л. Г. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие. – Москва: ТЦ Сфера, 2013
3. Жак-Далькроз Э. Ритм. – М. : Классика - XXI, 2001
4. Жердеева Н. Г. Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкального слуха у старших дошкольников //[Электронный ресурс] URL :https://razvitum.org/main/662?date=2009-11-01 [ дата обращения: 16.11.2016].
5. Зимина А. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - М. : ТЦ Сфера, 2010
6. Льговская Н. И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста. – Москва: Айрис-пресс, 2007
7. Организация, проведение и формы музыкальных игр. Интеллектуально-творческое развитие старших дошкольников в музыкально-игровом пространстве /автор-сост. И. П. Равчеева. - Волгогорад: Учитель, 2015
8. Побожакова А. О. Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр //[Электронный ресурс] https://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=52617 [ дата обращения: 16.11.2016].
9. Радынова О. П. Музыкальные шедевры : Настроения, чувства в музыке. – Москва: ТЦ Сфера, 2014