Татьяна Мех
Применение коммуникативных танцев — игр в музыкальном воспитании детей с нарушением зрения (косоглазие и амблиопия)
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему: «Применение коммуникативных танцев – игр в музыкальном воспитании детей с нарушением зрения (косоглазие и амблиопия)»
Такой вид музыкально-ритмических движений как коммуникативные музыкальные танцы- игры эффективно реализуют следующие задачи:
- развитие динамической стороны общения: лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению со сверстниками;
Публикация «Применение коммуникативных танцев — игр в музыкальном воспитании детей с нарушением зрения (косоглазие и амблиопия)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа музыкального руководителя
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Важнейшее направление использования коммуникативных танцев-игр - это коррекционная работа, поскольку данный вид музыкальной деятельности привлекателен для детей, вызывает яркие положительные эмоции. Как известно, особый ребенок с проблемами органов зрения, как правило, страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат (или излишне расторможен, у него неадекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В несложных, но веселых и подвижных танцах-играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них все получается, от возможности себя выразить, проявить, получить приз.
Для эффективности и улучшение всех сторон динамического общения в среде сверстников педагоги сгруппировали и выстроили музыкальные коммуникативные танцы-игры в систему определё нных моделей:
- Игры на внимание
- Игры на перестроение
-Танцы со сменой партнёра
- Сюжетные танцы-игры
К музыкально-коммуникативным танцам-играм на внимание относятся известные игры как «Танец-игра с игрушками», «Бинго» для младшего и среднего возраста, «Плетень», «Ищи» Т. Ломовой, «Найди пару» «Угадай, кто тебя зовёт» для детей старшего возраста. Например, игра- упражнение «Передача платочка» на празднике, посвящённом мамам и бабушкам, заканчивалась высказыванием вслух пожеланий любимым мамам и бабушкам. Для повышения детской самооценки педагоги играли с детьми в «Клубочек», «Комплименты», «Передай сигнал», «Скажи хорошее о друге», «Шляпа знакомств», «Солнышко», которые побуждали их говорить друг другу комплименты, что способствовало созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе.
К играм на перестроение относятся такая игра как «Игра с перестроениями», когда под веселую мелодию песни «Веселый путешественник» старшие дошкольники перестраиваются по указанию ведущего с дирижерским жезлом. Во время игр «Веселые дети», «Погуляем», «Я иду к тебе», дошкольники перемещались и перестраивались в пространстве в соответствии ритмом и темпом музыки.
Танцы со сменой партнёра наиболее значимый вид музыкальных коммуникативных танцев-игр, потому что детям приходится тесно контактировать друг с другом при выполнении танцевальных движений. Основу таких танцев составляет игровой сюжет, который помогает детям быстро запомнить и разучить. При его выполнении у детей повышается самооценка, появляется уверенность в себе и в свои силы и умения. Танец-игра «Здравствуй, дружочек» («Вальс» Дюрана) - это танец приветствие, в котором движения соответствуют содержанию песни. Дошкольники успешно поддерживали контакт с помощью жестов. Танцы-игры «Веселые пары», «Озорные козлики» и другие помогали дошкольникам наладить доброжелательные партнерские отношения между собой.
Сюжетные танцы-игры. В совместной деятельности, работу над танцевальным творчеством педагоги начинали с простых импровизаций (сюжетно-образные движения, дети придумывают не только отдельные движения, соответствующие характеру музыки, но и целые композиции и сюжеты. Сюжетные танцы-игры имитировали повадкиживотных и птиц, изображали передвижение разнообразного транспорта, воспроизводили действия, характерных для каких-либо профессий. Образно-игровые упражнения или сюжетные танцы-игры развивали не только пластичность, выразительность движений, но и тренировали ловкость и точность, координацию, и, что очень важно, развивали воображение детей, их эмоции, умение «оживлять» игровой персонаж, животное, игрушку. Например, при выполнении упражнения «Мишка» дети младшей группы имитируют движения животного, который вручает игрушку выбранному ребенку и танцует под веселую музыку вместе с ним. В средней группе примером таких танцев –игр являются «Повторялка», «Петрушка», в старшей группе – «Такие разные деревья», «Сапожники», «Танец с гусеницей» и другие.
Все виды музыкальных коммуникативных танцев-игр включались музыкальными руководителями в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными возможностями дошкольников (Приложение №4).
Дошкольники младшего дошкольного возраста находятся на первой ступеньке коммуникативного общения со своими сверстниками и взрослыми. Все, что было до садовского периода, ограничивалось общением с мамой и в редких случаях с детьми такого же возраста. Малыш не умеет общаться.
Всеобъемлющим средством коммуникации предстаёт речь. Педагоги в процессе наблюдения отметили, что плохо говорящий ребенок не получает должного внимания со стороны сверстников, сам не стремиться вступать с другими детьми в контакт. Негативным фактором, тормозящим развитие коммуникативных качеств личности в младшем возрасте, выступало нарушение зрения. Именно поэтому дошкольники младшего возраста с легкостью заменяли слова жестами. Развитие ребенка шло от движений и эмоций к слову. Поэтому детям дошкольного возраста было легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Коммуникативные танцы-игры в этом возрасте это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, связанные с русским народным фольклором. Это игры «Ворон», «Дрема», «Шел Козел по лесу…» и многие другие.
Младшие дошкольники чрезвычайно непосредственны и эмоциональны, движения под музыку доставляли им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище) сказывались на двигательных возможностях детей и носили игровой характер. Обучение движению начиналось с его названия, показа и объяснения техники. Это было необходимо для создания зрительного образа и последующего осмысления движения. Педагоги подбирали лаконичные, целенаправленные, понятные для детей 3-4 лет объяснения движений с использованием наглядности: картинок, иллюстраций из книг, игрушек, наблюдений за живым объектом. Музыкальные руководители учили малышей красиво и осознанно двигаться в соответствии с характером музыки, стремились сделать связь музыки с движением привычной, естественной: использовали движения, имитирующие характерную походку животного, элементарные жесты, мимику, пантомимику, соответствующую определенному настроению человека. Например, танец-игра «Курочки и петушки» Суворовой, «Полька зайчиков» Филиппенко, «Танец с куклой», «Березка» Рустамова. В репертуар младшей группы включены парные танцы «Приглашение», «Калинка», «Полька парами» Вихаревой, «Топ-хлоп» Суворовой и другие.
Формированию социально-коммуникативных навыков способствовали танцы-приветствия «Ручки, ручки, просыпайтесь» С. Коротаевой, «Здравствуйте, ладошки!» М. Картушиной, «Здороваться – прощаться» и другие.
Средний дошкольный возраст характеризуется переходом детей от неумелости младшего возраста к осознанности и самостоятельности старшего возраста. В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения, возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности. У дошкольников 4-5 лет формируется потребность в общении с сверстниками, одни дети активно общаются друг с другом, другие же дети испытывают затруднения в налаживании доброжелательных отношений друг с другом. Отсутствие навыка в общении у детей 4-5 лет, их низкая инициативность, неумение понять сверстника вызывают подчас затруднения при вступлении в контакт. В музыкальной деятельности это проявлялось в нежелании детей объединяться в пары, подгруппы, вставать в круг при исполнении музыкально-ритмических движений, игр. Поэтому педагоги подбирали танцы-приветствия «Здравствуй, солнце ясное!» Иванова, «Здравствуй, солнышко!» С. Насауленко, которые способствовали установлению тёплых, доверительных отношений между воспитателем и ребёнком, вовлекали детей в совместную музыкальную деятельность, налаживая коммуникацию детей друг с другом.
Исполнение танцев-игр «Чебурашка», «Белочка», «Антошка», «Цыплята», «Сороконожка» наполняло детей радостью от успешного выполнения движений под музыку, от самой музыки, от возможности выразить и проявить себя.
Для эмоционального движения под музыку очень важен выбор репертуара. Ребенок откликался движением на различную музыку, но только, если она понятна его телу, которая побуждала его двигаться с радостью и желанием. Педагог подбирала музыку различных жанров, главное чтобы она была мелодичной, красивой, в обработке, понятной детям.
Например, в репертуар включены парные танцы-игры «Мишка с куклой пляшет полечку», «Потанцуй со мной, дружок!», «Неваляшка», «Танец солдатиков и кукол» Суворовой, а также танцы со сменой партнера «Поссорились – помирились», «Танец дружбы», «Ну и до свидания!». Коммуникативные танцы - игры включались в музыкальные занятия в физкультминутки, праздники и развлечения, потому что из разучивание не занимало много времени, ведь движения просты в исполнении и повторялись несколько раз (при этом происходила смена партнера). Танец-игра «Здравствуй, милый друг» О. Погодиной предполагала смену партнёра в ходе танца. Игра способствовала созданию благоприятного эмоционального микроклимата в коллективе сверстников и доверительных взаимоотношений между ними.
В младшем и среднем возрасте у дошкольников закладывался фундамент коммуникативных навыков, который в старшем возрасте интенсивно развивался. Детское переживание радости со сверстниками в дальнейшем превращалось в жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей
В старшем дошкольном возрасте ребенок поднимается на третью ступеньку коммуникативного общения, когда все виды деятельности ребенка в детском саду, так или иначе, осуществляются в совместных действиях группой или подгруппой дошкольников. Дошкольник 5-7 лет достигает определенных качественных показателей в развитии движений: грации, легкости и изяществе. У них проявляется способность к исполнению более сложных по координации движений. Именно поэтому музыкальные руководители подбирали для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.
В музыкальных коммуникативных играх - танцах развивалась динамическая сторона общения - легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению. Они также развивали эмпатию и сочувствие к партнеру, способствовали эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Компоненты коммуникативного танца в старшей группе : шаг, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение. Танцуя, дети внимательно прислушивались к различным элементам музыкальной структуры. Поскольку музыка повторялась много раз, дети легко осознавали ее форму и могли предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть. Танец способствовал визуальному развитию чувства формы: различные части иллюстрировали соответствующее движение. Взаимодействие с другими детьми помогало ребенку ориентироваться в пространстве и выстраивать интересные геометрические образования: движения по кругу вперед или боком, параллельные линии, «мельницу», квадраты, «змейки».
В старшем возрасте дети наоборот стремились выполнять танцевальные движения в паре в танцах «Чик и Брик» Суворовой, «Все мы делим пополам» Бурениной, «Дружные ладошки» Рудневой, «Танец с хлопушками» Ломовой, «Вальс друзей» Коротаевой и другие.
Весело, задорно выполняли танцы-приветствия «Мы встречаем друзей вот так», «Хоровод друзей» М. Никитиной, «Песня-зарядка», «Здороваемся и танцуем» Тютюнниковой и другие.
Игра С. Г. Насауленко «Дразнилка» являлась замечательным примером коммуникации детей. Дети в шутку дразнили друг друга, а затем догоняли. Эта игра способствовала налаживанию контактов в группе сверстников между мальчиками и девочками, развивала инициативность и готовность к общению.
Танцы-игры «Веселые путешественники», «Лавата», «Если нравится тебе», «Делай как я», «Разноцветная игра», «У жирафа пятна, пятна» были интересны не только дошкольникам 6-7 лет, но и с удовольствием выполнялась на праздниках и развлечениях совместно с родителями, создавая атмосферу доверительных отношений взрослых и детей. Коллективное выполнение танцев весьма существенный момент в формировании коммуникативных навыков дошкольников, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс при участия в танце-игре. В несложных, но веселых и подвижных танцевальных играх дети получали радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них получалось, от возможности себя выразить, проявить рядом с близкими и родными людьми.