Зульфия Кудрякова
Изучение уровня развития произвольного внимания у детей 5–6 лет с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Ключевые слова: нарушение речи у детей, характеристика детей с ОНР, нарушение внимания, особенности внимания у детей.
Аннотация: В статье раскрывается психологическая характеристика детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Даются определения и характеристики таким понятиям как, произвольное и непроизвольное внимание, особенности развития внимания у детей с общим недоразвитием речи. Предлагаются методики, которые помогают определить уровень развития произвольного внимания у детей.
Публикация «Изучение уровня развития произвольного внимания у детей 5–6 лет с нарушением речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Abstract : The article reveals the psychological characteristics of children 5-6 years with a general underdevelopment of speech. Definitions and characteristics are given to such concepts as, voluntary and involuntary attention, features of attention development in children with general speech underdevelopment. Methods are proposed that help determine the level of development of voluntary attention in children.
Внимание – это состояние, ,выражающееся в её напряженности на ограниченной области, характеризующее интенсивность познавательной
деятельности. Внимание может быть произвольным и
непроизвольным.
В старшем возрасте у дошкольников происходит формирование свободного внимания то есть у ребенка появляются новые интересы, занимается обследованием новых видов деятельности. В старшем
дошкольном возрасте происходят следующие изменения :
– увеличивается объём концентрации;
– приумножается сосредоточенность внимания;
– появляются зачатки свободного внимания.
Изучением внимания у детей с речевой патологией занимались Ю. Ф. Гаркуша, О. Н. Усанова, В. А. Калягин и другие. У детей с общим недоразвитием речи формирование интеллекта, в том числе и свободного внимания, часто отклоняется от нормального хода развития.
Общее недоразвитие речи – расстройство развития всех сторон речи при различных сложных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Вследствие несформированной речевой деятельности страдает познавательное развитие. Существенным фактором формирования и совершенствования произвольного внимания ребенка является развитие речи и мышления.
Актуальность проблемы педагогического исследования признаков произвольного внимания состоит в том, что внимание является важным составляющим деятельности как дошкольника, так и взрослого.
Внимание является одним из первых ступеней главной отметкой
института формирования индивида. Нарушение внимания у детей с общим недоразвитием речи изучалось в многих учебниках. Поэтому изучение и коррекция произвольного внимания у детей с речевыми нарушениями является важной теоретической и практической проблемой.
Анализируя теорию и практику можно сделать вывод, что есть рассуждение между готовностью и желанием специалистов дошкольного образовательного учреждения развивать и корректировать произвольное внимание у детей 5-6 лет с общим недоразвитии речи.
Объектом исследования является процесс развития произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования явилось обоснование педагогических условий, которые формируют развитие свободного внимания у детей 5-6 лет с нарушением речи.
Эффективному развитию произвольного внимания у детей 5-6 лет с нарушением речи будут способствовать следующие педагогические условия:
– подобрать комплекс заданий и упражнений, которые будут развивать свободное внимание у детей 5-6 лет с нарушением речи;
– обогатить предметно-пространственную среду дидактическими играми на формирование вольного внимания у детей 5-6 лет с нарушением речи;
– организовать взаимодействие с родителями по формированию общего внимания у детей 5-6 лет с нарушением речи.
При исследовании произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи мы выделили следующие задачи:
1. На основании педагогических условий сформировать процесс формирования общего внимания у детей 5-6 лет с нарушением речи.
2. Вычислить ступень формирования вольного внимания у детей 5-6 лет с нарушением речи.
3. Сформировать педагогические условия по формированию общего внимания у детей 5-6 лет с нарушением речи.
Для решения задач использовались следующие методы эксперементирования:
–теоретическое анализирование документации;
–константирующий и формирующий эксперимент.
В соответствии с поставленными задачами проводился константирующий эксперимент.
Целью константирующего эксперимента было выявление признаков формирования вольного внимания у детей 5-6 лет с нарушением речи
На основе исследований Л. С. Выготского, Н. М. Ланге, У. Джеймса, Э. Титченера, Т. Рибо, В. Вундта, П. Я. Гальперина, Ж. Пиаже было выделены следующие показатели формирования внимания у детей 5-6 лет с нарушением речи :
– концентрирование
– фиксирование;
– распределение ;
– скопление ;
– переключение.
В соответствии с каждым показателем были подобраны следующие диагностические методики:
– А. Рея «Перепутанные линии»;
– Т. Д. Марцинковской «Найди и зачеркни»;
– Перона-Рюзера «Выстави знаки»;
– В. Богомолова «Запомни и расставь кульминации»;
–О. Н. Земцова «Найди отличия».
Экспериментальное исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ СПДС «Росинка» села Тимофеевка. В эксперименте принимали участие 10 детей 5-6 лет группы комбинированной направленности.
Исследование позволило сделать выводы о том, что:
– внимание характеризует направленность психики на объекты то есть имеющие для индивида определенную значимость и представляет собой психофизиологический процесс;
– внимание имеет такие признаки, как интенсивность, объем, распределение, отвлекаемость, устойчивость, переключение с одного предмета на другой;
– основными видами внимания являются : природное внимание, свободное внимание, душевное и познавательное внимание, цветовое и фиксированное;
– к старшему дошкольному возрасту осуществляется формирование от непроизвольного к произвольному вниманию;
– при исследовании процесса концентрации произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи с помощью диагностической методики А. Рея «Перепутанные линии» отмечается низкий уровень развития данных процессов внимания – 70%, средняя ступень развития – 20% и высшая ступень развития – 10 %.
– при исследовании особенностей процессов устойчивости произвольного внимания у старших дошкольников с ОНР с помощью диагностической методики Т. Д. Марцинковской «Найди и вычеркни» отмечается низкий уровень развития данных процессов внимания – 60%, вторая ступень – 20% и высшая ступень – 20%.
– при исследовании особенностей процесса распределения произвольного внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью диагностической методики Пьерона-Рузера «Проставь значки» отмечается низшая ступень развития – 50%, средняя ступень развития – 20% и высшая ступенька развития – 30%.
– при исследовании особенностей процесса переключения произвольного внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью диагностической методики О. Н. Земцова «Найди отличия» отмечается низкий уровень развития – 50%, средний – 20%, высокий – 30%.
– при исследовании особенностей процесса объёма свободного внимания у дошкольников с нарушением речи по диагностической методики В. Богомолова «Запомни и расставь точки» показал, что для 10% детей с общим недоразвитием речи характерен средний уровень, еще 20% детей имеют высокий уровень а для 70% – низкий уровень.
Данные результаты обусловлены тем, что произвольное внимание в старшем дошкольном возрасте только начинает свое становление, и поэтому во внимании все еще преобладают элементы непроизвольности.
Таким образом, не вызывает сомнения тот факт, что нарушение речевого развития в детском возрасте не может является как замкнутый дефект, поэтому, учителям – дефектологам, воспитателям мы предлагаем педагогические условия для формирования общего внимания у дошкольников с нарушением речи :
– комплекс заданий и упражнений формирующих свободную сосредоточенность у дошкольников с нарушением речи;
– оснащение предметно – пространственную среду дидактическими играми на формирование устойчивой концентрации;
– реализовать взаимодействии с родителями по формированию переключаемой устойчивости у детей с нарушением речи.
Под действием новых правил в новых видах занятий возникает задача не уклоняться, разглядывать детально и тогда вырабатываются специальные действия внимания, оно принимает произвольный сознательный признак – своеобразное свойство.
Также нужно объединить усилия родителей и педагогов ДОУ для удачного развития каждого дошкольника. Семья и детский сад два первенствующих ведомства дифференциации детей. Их обязанности разные, но для формирования личности малыша нужно их взаимное согласие.
Основные формы взаимодействия с семьей:
– Семинар-практикум для родителей «Игры как важный компонент в развитии произвольного внимания у детей с общим недоразвитием речи»
– Консультации для родителей по темам: «Внимание дошкольника. Упражнения и игры для развития внимания», «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями», «Роль развивающих игр в детском саду»
– Мастер-классы по темам: «Развитие внимания и памяти у детей дома», «Способы развития концентрации внимания на занятиях по выразительному движению», «Подвижная игра как средство развития личности».
Статья по формированию общего внимания у детей с нарушением речи дает учителю – дефектологу и воспитателю новые ориентиры для работы с дошкольниками с ОНР, имеющими нарушение внимания.
Список используемой литературы
1. Белов, В. А. Особенности детей дошкольного возраста с нарушением речи [Текст] : Нарушение речи у дошкольников / В. А. Белов. –М. : Феликс, 2003.–132 с.
2. Богомолов, В. Тестирование детей [Текст] / В. Богомолов. – Ростов-н/Д. : Феникс,2006.– 52 с.
3. Выготский, Л. С. Психология [Текст] : Учебное пособие для вузов / Л. С. Выготский. – М. : ЭКСМО – Пресс, 2005 – 324с.
4. Земцова, О. Н. Найди отличия. Развиваем внимание [Текст] : Для детей 5-6 лет / О. Н. Земцова. – М. : Махаон, 2005. – 16 с.
5. Пережигина, Н. В. Онтогенез внимания [Текст] : курс лекций : нейропсихология детского возраста / Н. В. Пережигина. –Ярославль. Ярославский государственный
университет, 2002. – 100с.
6. Сравнительное психолого – педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью [Текст] : Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями / Л. И. Белякова [и др] – М. : 1991. – С. 72–87.