Галина Янус
Использование жестового языка в режимных моментах в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Жестовый язык – естественный язык, знаковая система, при помощи которой осуществляется межличностное общение глухих. Жестовый язык представляет собой сложную лингвистическую систему, имеющую свои грамматическую структуру, стиль, определенные правила.
Виктор Иванович Флери в 1835 году издал книгу «Глухонемые». В этой книге он уже тогда писал о том, что образование глухого ребенка должно начинаться в самом раннем возрасте. И общение с ним родителей на жестовом языке просто необходимо – это будет наивысший знак любви родителей к ребенку. Флери предлагал систему, предусматривающую использование всех речевых средств: жестовой и словесной речи (устной, письменной и дактильной) в обучении глухих детей.
Публикация «Использование жестового языка в режимных моментах в ДОУ» размещена в разделах
Когда глухой ребенок попадает в дошкольное учреждение, сталкивается с новым не знакомым для него окружением. Перед ним появляется ряд новых проблем, связанных с включением в разнообразные фронтальные и индивидуальные занятия, освоением новых форм деятельности, а так же адаптация к условиям детского сада. Эта адаптация заключается, прежде всего, в выполнении режима дня, соблюдении соответствующих возрасту умений самообслуживания. Маленькие глухие дети часто оказываются не готовы к условиям дошкольного учреждения: не умеют самостоятельно есть, умываться, раздеваться, одеваться. Поэтому с первых дней пребывания детей в дошкольном учреждении воспитатели начинают систематическую работу по организации бытовой деятельности детей. Большая часть времени в дошкольных учреждениях отводится на проведение режимных моментов. В течение дня занимают такие бытовые процессы, как подъем детей после сна, утренняя гимнастика, завтрак, обед, полдник, ужин, прогулки, подготовка ко сну. Условия непосредственного общения детей с воспитателями, которые создаются при этом, наиболее полно способствуют усвоению норм поведения, формированию простейших трудовых умений и навыков самообслуживания, расширению представлений детей об окружающем. Бытовые ситуации, в которых систематически оказывается ребенок, становятся основой для создания чувственной базы речи. Здесь знакомство со словом, включение его в разные коммуникативные конструкции происходит одновременно с выполнением действий, исследованием реальных предметов, которыми он многократно пользуется, таким образом познавая их свойства, сферу употребления. Обучая ребенка умываться, есть, одеваться, взрослые одновременно сообщают ему слова и выражения подкрепляя их жестами, которые необходимы для общения в данных ситуациях. Режим - это наиболее рациональное распределение во времени и последовательности сна, приема пищи, игр, занятий, пребывание на свежем воздухе, трудовой деятельности. Успешное выполнение всего распорядка дня осуществляется в различных формах работы с детьми: занятия, игровая, трудовая деятельность, различные режимные моменты (сон, утренний туалет, умывание, одевание, завтрак). В дошкольном учреждение для глухих детей, все режимные моменты обговариваются. Дети по табличкам, в устно-дактильной, в устной форме подкрепленной жестовой речью, познают режим детского учреждения. Организовывая детский коллектив в различных бытовых ситуациях, воспитатели пользуются устной, устно-дактильной речью, сообщая слова, обозначающие название необходимых предметов, их свойств и качеств, комментируют жестовым языком поступки и действия детей. Из общего речевого потока выделяются отдельные слова, поручения, вопросы, которые отражают содержание данного режимного момента и детям необходимо их запомнить. Этот речевой материал предъявляется в форме: письменной, усно-дактильной, устной, жестовой речи в более ограниченном объёме. Отбор речевого материала, предъявляемого в быту, воспитатель осуществляет заранее вместе с сурдопедагогом на основе общего словаря к программе.
В помещениях группы, где дети раздеваются, умываются, спят, обедают, располагаются наборные полотна, в которых хранятся таблички с необходимыми по ходу данного процесса словами, поручениями, сообщениями, вопросами. По мере усвоения слов и выражений они заменяются на новые. Речевой материал, представленный в письменном виде, прочитывается глобально (таблички, устно-дактильной речью и поясняется жестом.
Особое значение в детском саду приобретает формирование речи в процессе организации жизни детей, т. е в процессе режимных моментов. В эти моменты дети постоянно действуют: встают, одеваются, умываются, едят, играют, гуляют. При такой деятельности предлагаемое глухим детям слово усваивается и закрепляется в жестовом значении, т. е "сядьте", "встаньте", "ешьте", "пейте", заставляют ребёнка действовать в нужной определённой ситуации, он моет руки после поручения «вымой руки», именно тогда, когда нужно. Глухие дети общаются жестами и мимикой. Педагоги детского сада должны быть организаторами речевой среды. Использовать жестовый язык и мимику при формирование речи. Вводя новое слово, педагог предлагает детям рассмотреть предмет, по возможности потрогать, демонстрирует способ его использования жестовой речью. Например, в процессе одевания младших дошкольников воспитатель прочитает глобально табличку "Наденьте штаны" покажет штаны, обратит внимание на панно, используя жестовую речь назовет и объяснит детям действия с ними. После дети подойдут к своим кабинкам, возьмут штаны и будут одеваться. В соответствии с данным режимным моментом воспитатель в дальнейшем использует разные по характеру коммуникативные высказывания подкрепляя жестовым языком со словом штаны (возьми штаны, где штаны? убери штаны). Введение этих фраз и жестов тесно связывается с ситуацией, где их использование уместно и необходимо. Последовательность введения слов, фраз, и жестов их лексическая наполняемость зависит от этапа обучения, возраста и уровня речевого развития дошкольников. Одно из требований речевого режима -накопление, обогащение словаря употребление происходит в течение всего времени жизни и деятельности ребё нка в учреждении: от подъёма до сна. Только это обеспечит формирование самостоятельной, а затем инициативной речи. Говоря о самостоятельной речи, мы должны иметь в виду не только понимание значения слова и усвоения его звукового или буквенного состава, но умение по требованию педагога произнести слово устно, проговорить слово дактильно, или составить слово из разрезной азбуки, но без образца, без подражания. Это возможно при условиях: правильное употребление педагогами и детьми всех форм речи: устной, письменной, дактильной, жестовой и знание возможностей и особенностей в овладении речью каждым ребёнком.
Не слышащие дети имеющие сочетанные дефекты в силу своих психофизиологических особенностей затрудняются в понимании и использовании дактильной формы речи и нуждаются в использовании жестовой речи как вспомогательной для освоения устной речи. Каждое слово должно вначале даваться в письменном виде, на табличках и закрепляться жестовой речью. Далее в дактильной и устной форме - это расширяет объём речевого словаря, используемого в быту, обогащает лексический состав и грамматическую сложность высказываний. Например, при составлении рассказа по сюжетной картинке с детьми обговариваются все герои и их действия с использованием устной, устно-дактильной, жестовой, письменной речи. Детям предлагается ответить на вопросы? Кто это? Что делает? Это мама. Мама спит (табличка или устно-дактильная речь и подкрепляется жестом, показ действия героев и проигрывания ситуаций). Так у детей складывается понимание происходящего сюжета на картинке.
Речевой материал, который используется в режимных моментах должен быть :
- актуальным для общения детей со взрослыми и между собой, соответствовать задачам проведения соответствующего режимного процесса;
- включать разные коммуникативные конструкции (поручения, сообщения, вопросы, отрицания) в зависимости от ситуации общения;
- обеспечен повторяемостью в различных ситуациях общения.
Наблюдая восприятия, узнавания и обозначения средствами жестового языка объектов глухими в процессе овладения словесной речи, дети владеющие жестовым языком, успешнее справляются с освоением образовательной программы. Можно сделать вывод, что жестовая речь — вспомогательное средство в развитии речи и является одним из средств развития мышления глухого дошкольника.
Список используемой литературы :
1. Г. Л. Зайцева Жестовая речь и дактилология. М. изд. "Владос" 2000г.
2. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 304 с. — (Коррекционная педагогика).
3. Зыков С. А. Методика обучения глухих детей языку. - М., 1977.
4. Носкова Л. П., Головчиц Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. - М., 2004.
5. Развитие способностей у глухих детей в процессе общения. / Под ред. Т. В. Розановой. - М., 1991.
6. интернет источники.