Ольга Чудакова
Образовательная деятельность в режимных моментах
▼ Скачать + Заказать документы
С введением в действие ФГОС ДО кардинально изменилась модель организации образовательного процесса. На смену учебной модели пришла комплексно-тематическая модель. Решение образовательных задач при этой модели происходит в совместной деятельности детей и взрослого, в самостоятельной деятельности детей, в режимных моментах. Такой подход позволяет сделать жизнь ребенка в детском саду более осмысленной и интересной, а образовательный процесс более эффективным, так как приближает формы обучения к ведущей деятельности ребёнка – игре.
Публикация «Образовательная деятельность в режимных моментах» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Более подробно остановимся на образовательной деятельности в режимных моментах с учётом ФГОС ДО. Образовательная деятельность в режимных моментах - это образовательная деятельность, осуществляемая в форме совместной деятельности педагога с детьми. Режимное время – время, необходимое для осуществления конкретных режимных моментов.
Решение образовательных задач в ходе режимных моментов сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
В связи с введением образовательных стандартов, перед педагогом возникла необходимость трансформировать деятельность, используемую ранее. Указать формы организации образовательного процесса, формы организации детской деятельности, примерный отрезок затрачиваемого времени, а также интеграцию образовательных областей, содержание которых реализуется, указать периоды, в которых реализуется проектная деятельность, исследовательская деятельность и т. п., а также связать всю деятельность с единой темой.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ
Совместная деятельность детей и взрослых по направлениям развития ребенка:
физическое развитие:
комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам после сна)
утренняя гимнастика,
упражнения и подвижные игры во второй половине дня;
социально - коммуникативное развитие:
ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы;
развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания;
помощь взрослым;
участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования);
формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;
речевое развитие:
создание речевой развивающей среды;
свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов;
ситуативные разговоры с детьми;
художественно эстетическое развитие:
использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики,
привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.
Самостоятельная деятельность детей по направлениям развития ребенка:
предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня,
рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы,
играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр. ,
слушать музыку
познавательное развитие
Опыт работы
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов ведется планомерно и систематически. В группе созданы оптимальные условия, отмечается большое разнообразие игр, оборудования, пособий, моделей, схем. Педагоги грамотно и целесообразно используют инновационные технологии. Знания детей соответствуют возрасту и отвечают программным требованиям. Осуществляя режимные моменты, педагоги учитывают индивидуальные особенности детей (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности). Режим дня соблюдается.
Организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в ДОУ, необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило поисковый характер. Учитывая специфику жизненного опыта ребенка (ограниченность, недостаток знаний, формирование познавательной активности следует связывать как с реальными действиями, так и с более сложными - умственными задачами. Не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно побуждать их пытливость ума, чтобы количество вопросов, задаваемых детьми задаваемых детьми, росло. Полезно включение в прогулку распознающих наблюдений (когда необходимо установить свойства объектов, например - отличие спелых ягод от незрелых); сравнительных наблюдений (при сопоставлении 2-3 объектов). Чтобы установить причины и связи между явлениями природы, на прогулке использовать элементарные опыты. Элементарность опыта заключается в характере решаемых задач (они неизвестны только детям) и в характере итогов (в процессе опыта не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения). Для элементарных опытов можно использовать обычное бытовое и игровое оборудование.
Во время игровой деятельности дети с удовольствием откликнутся на предложение педагога поиграть в Сказочников, используя игры-схемы знакомых сказок, рассказов. Такой материал будет способствовать развитию мыслительной и речевой активности, развитию наблюдательности, умения пользоваться символикой, схемами, делать выводы.»