Елена Чигирева
Использование музыкотерапии в режимных моментах
▼ Скачать +Заказ
Использование музыкотерапии в режимных моментах.
Понятие музыкотерапии :
Термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья. Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.
Публикация «Использование музыкотерапии в режимных моментах» размещена в разделах
В чем польза музыкотерапии для детей дошкольного возраста?
Правильно подобранная музыка способна полностью изменить душевное и физическое состояние, как взрослого человека, так и ребенка. Мелодии, которые нравятся деткам, улучшают их настроение и избавляют от негативных эмоций, настраивают на позитивный лад, способствуют раскрепощению. Некоторые малыши перестают стесняться в процессе танцев
под веселую музыка.
Кроме того, танцевальная музыка стимулирует двигательную активность, что
особенно полезно для деток с различными нарушениями физического
развития.
К тому же, музыкотерапия способствует сенсорному развитию ребенка и
усилению активности речевых функций. Сегодня многие врачи-логопеды
также стараются использовать в своей работе с детьми дошкольного возраста
элементы музыкотерапии, отмечая необычайно высокую эффективность
таких занятий.
Цель реализую в следующих задачах:
Формировать у дошкольников умение слушать: от хорошо известных
“близких” звуков, окружающих ребёнка в повседневной жизни, до звуков,
составляющих музыкальную интонацию.
Пробуждать у дошкольников средствами музыки потребность в творческой
деятельности выражать своё отношение к миру. Развивать фантазию, воображение, творческие способности в продуктивной
деятельности под музыку.
Воспитывать культуру слушания музыкальных произведений,
эмоциональную отзывчивость на художественный образ.
Для чего
используется.
Результат
воздействия.
Возрастная
группа.
Утро.
Приём детей.
Утренняя гимнастика.
Используется
для создания
эмоционального
фона.
Используется
для поднятия
эмоциональной
активности,
бодрости.
Доставляет ребенку
радость,
благотворно влияет
на его организм.
Положительно
воздей-ствует не
только на детей, но
и на их родителей –
вселяет
уверенность, легче
устанавливается
контакт между
людьми.
Музыка является
активным
действенным
средством
эмоциональ-ной
коррекции,
помогает войти в
нужное эмоцио-
нальное состояние.
Младшая
группа.
Средняя
группа.
Старшая
группа.
Подготовит.
группа.
Средняя гр
.
Старшая гр.
Подготов.
гр.
Прогулка.
(в теплое время года).
Наблюдения, в процессе тру-довой деятель-
ности, после игр большой подвижности
Задает
определенный
жизненный ритм,
оказы-вает
мобилизирующе
е воздействие,
выраженное в
игровой форме.
Положительно
влияет на развитие
нервной системы
ребенка.
Все
возрастные
группы. Вызывает
эмоциональ-ный
отклик при
наблюде-ниях за
объектами живой
природы. Для
снятия
повышенной
мышечной
нагрузки.
Сон.
(засыпание и пробуждение)
Используется
для эмо-
ционального
расслабле-ния
нервной системы
и мышц ребенка.
Спокой-ная,
нежная музыка
помогает детям
заснуть.
Нормализуется
артери-альное
давление,
стимулируется
дыхание.
Ясельная
гр.
Младшие
группы.
Старшие
группы.
Индивидуальная музыкотерапия.
Для
оптимизации
эмоционального
состояния
ребенка; для
преодоления
гиперактив-
ности ребенка;
для стимуляции
творческих
(креативных)
способнос-тей
при
индивидуальной
деятельности.
Нормализация
эмоцио-нального
состояния, снятие
физического и
эмоционального
напря-жения,
повышение
творческой
работоспо-
собности,
проявление
инициативы.
Повышается
коммуникативность
.
Все
возрастные
группы.
Средняя гр.
Старшая гр.
Подготов.
гр.
Также музыкотерапию можно использовать на различных занятиях:
На физкультурном занятии, Изо деятельности, по художественной литерате и
само музыкальное занятие, в пальчиковых играх, в режимных моментах, в
игре. Я представляю таблицу, где музыка используется на занятиях.
Виды
деятельности.
Для чего
используется.
Результат
воздействия.
Возрастная
группа.
Используемый
музыкальный
репертуар.
Музыкальное
занятие.
Восприятие
музыки
способствует
Воспитание
интереса к
музыке,
Младшая
группа.
А. К. Лядов. «Дождик-
дождик», Ц. А. Кюи.
«Колыбельная».общему
интеллектуальном
у и
эмоциональному
развитию.
состояние
наслаждения,
восхищения.
Средняя
группа.
Старшая
группа.
Подготовит.
группа.
М. И. Глинка «Детская
полька», рус. нар. песня
«Ах вы, сени…»
М. И. Глинка «Вальс
фантазия»,
П. И. Чайковский
«Мазурка».
П. И. Чайковский
«Времена года»,
С. В. Рахманинов
«Итальянская полька».
ИЗО
деятельность.
Развивает
творческое
воображение и
фантазию, для
создания
определен-ного
психологическо-го
и эмоционального
настроя,
ассоциатив-ных
связей.
Формирует
эстетические
чувства детей,
вызывает
эмоциональный
отклик,
повышение
продуктивност
и творчества.
Все
возрастные
группы.
Русские народные
мелодии,
Э. Григ. «Утро»,
М. Мусоргский. «Рассвет
на Москве- реке»,
К. Дебюсси. «Лунный
свет», П. И. Чайковский.
Вальс цветов из балета
«Щелкунчик».
Художественна
я литература
(ознакомление с
поэтическими
текстами,
описательными
рассказами.)
Для создания
определенного
эмоционального
настроя, для более
полного
восприятия
литературного
образа.
Повышение
интереса к
литературным
произведениям,
формирование
эстетических
чувств.
Средняя
группа.
Старший
дошкольны
й возраст.
Шопен. Ноктюрн
№1,2.,П. И. Чайковский
«Времена года»,
К. Дебюсси «Лунный
свет», Р. Шуман «Грезы»,
Д. Ласт «Одинокий
пастух», К. Синдинг
«Шелест весны», К. Сен-
Санс «Лебедь» из сюиты
«Карнавал животных»,
П. И. Чайковский «Танец
маленьких лебедей».
Таким образом, при помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции и
поведение ребенка, помочь детям обрести силы, развить устойчивость
внимания, почувствовать себя успешным.
Список используемой литературы :
1. Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия в детском саду. М. : “Просвещение”
1984.
2. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль
“Академия развития”, 1997.
3. Музыкальное воспитание в первых общественных д/садах России. –
Дошкольное воспитание, 1996 г., №11.
4. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н., Методика музыкального
воспитания, М. : – “Музыка”,1990 г. ст. “Музыкальное искусство – средство
воспитания детей”.5. Шацкая В. Н. Воспитание музыкального вкуса. – М., 1947 г.
6. Г. И. Анисимова «100 музыкальных игр для развития дошкольника.
Старшая, подготовительная группа», издательство: Академия развития,
серия: Детский сад: день за днём, 2008г