Дарья Свитавская
Характеристика речевой деятельности детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика речевой деятельности
детей с задержкой психического развития
Речь детей с задержкой психического развития изучается уже на протяжении многих лет. В дошкольном возрасте у них по сравнению с нормально развивающимися сверстниками отмечается замедленный темп речевого развития в сочетании с различными нарушениями звукопроизношения. По данным Ю. Г. Демьянова и В. А. Ковшикова (1967, такие проблемы наблюдаются у 38 из 40 детей (95%). Гвендер отмечает, что у мальчиков нарушения речи встречаются чаще, чем у девочек. В начальных классах школы у детей с задержкой психического развития Е. В. Мальцева (1991) их выявила у 39,2% учащихся. Наиболее распространенной речевой патологией являются нарушения звукопроизношения (дислалия) и нарушения письма (75,2% детей).
Публикация «Характеристика речевой деятельности детей с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Речевые проблемы при задержке психического развития имеют преимущественно системный характер. В формировании структурных компонентов речи у детей с ЗПР отмечаются следующие особенности:
1. Звукопроизношение – частные (или системное) нарушения звукопроизношения. Степень их выраженности зависит от состояния высшей нервной деятельности детей.
2. Фонематический слух и фонематическое восприятие – отмечаются нарушения восприятия близких по артикуляции фонем, звонких и глухих (б — п; д — т; г — к, свистящих и шипящих согласных (с — з, ж — ш, ошибки при сочетании нескольких согласных. При нарушении фонематического слуха возникают определенные затруднения в понимании устной речи, ошибки в чтении и письме.
3. Слоговая структура слова – Нарушение слоговой структуры слова имеет следующие особенности: Нарушение последовательности слогов в слове: перестановка слогов, перестановка звуков соседних слогов; Нарушение количества слогов: сокращение (пропуск) слога, опускание слогообразующей гласной, увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечение согласных; Искажение структуры отдельного слога: сокращение стечений согласных, вставки согласных в слог; Уподобление слогов (кокосы- абрикосы, Персеверации (били… били… билитекарь- библиотекарь, Антипации: слог заменяет вытесненный слог в слове, Контаминации: смешение элементов слов, Комбинации различных типов искажений в рамках одного и того же слова: недоговаривание слова и сокращение согласного в стечении согласных, Изменение структуры слова до неузнаваемости.
4. Грамматический строй речи – отмечается смешение падежных форм. Так, например, дети часто смешивают окончание винительного, родительного и предложного падежей. Неправильные падежные окончания во многих случаях обусловлены не усвоением категории одушевленности и неодушевленности имен существительных, вследствие чего дети смешивают окончания именительного и винительного падежей («видел стола» по аналогии «видел зайца») Наблюдаются неправильные падежные окончания имен существительных в косвенных падежах множественного числа. Значение и формы различных падежей усваиваются неравномерно. Длительное время наблюдаются ошибки в употреблении творительного падежа в различных значениях (замена именительным падежом, родительного падежа со значением материала, из которого сделан предмет (тетрадь сделана из бумаги). Кроме смешанных надежных окончаний, отмечаются и атипичные грамматические формы (Стулы. Пальты. В лесе). В речи детей с ЗПР имеет место и нарушение согласования существительного с прилагательным, числительным, местоимением в роде (два белки, красная кресла, открыл свою пасть, падеже (Первое сентября дети идут в школу). Обнаруживаются ошибки в формах выражения временных отношений, в парадигмах спряжения глаголов. Выявляются нарушения вида - временных форм глаголов в структуре одного предложений (Они слушали, мама слушает, и видела, как они слушают).
5. Словарный запас – имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, снижено употребление глаголов, затруднены словообразовательные процессы. Позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества (Словотворчество-появление новых слов в речи ребенка). У детей с задержкой психического развития пассивный словарь значительно преобладает над активным, отсутствуют слова, обозначающие сложные качества и отношения, затягивается функционирование «неологизмов» в речи по сравнению с нормой.
6. Фраза (Предложения) – у таких детей не полностью сформировано умение самостоятельно, с помощью интонации, делить речевой поток на предложения. Их предложения порой состоят из 17—23 слов, и бывает очень трудно определить границы составных частей высказывания.
7. Связная речь – не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картинок, описать наглядную ситуацию, им малодоступен творческий пересказ.
С учетом проявления нарушений речи Е. В. Мальцева выделяет три группы детей с задержкой психического развития.
Первая группа. У детей имеется изолированный фонетический дефект. Неправильно произносятся лишь звуки одной группы (ротацизм, ламбдацизм). Нарушения звукопроизношения часто связаны с недоразвитием речевой моторики. К этой группе можно отнести 24,7% детей.
Вторая группа. Дети имеют фонетико-фонематические нарушения. Не произносят звуки из 2—3 фонетических групп, часто заменяют их на сходные по произношению. Наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа. У детей данной группы также отмечаются нарушения письменной речи (чтение, письмо). На письме много ошибок: замены букв, искажения звукослоговой структуры слова, неправильное оформление предложения. Это 52,6% детей с задержкой психического развития, имеющих нарушения речи.
Третья группа. Дети с системным недоразвитием речи, при котором страдают все стороны речи (общее недоразвитие речи); имеют место фонетико-фонематические нарушения; нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи; словарный запас ограничен, недифференцирован; примитивна синтаксическая структура предложения; наличествуют аграмматизмы.