Любовь Королева
Консультация «Дидактические игры для детей средней группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дидактические игры для детей средней группы»
В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются как в НООД, так и в самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра, выполняя функция обучения, может служить составной частью НООД. Она помогает освоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Особенно эффективны игры в НООД по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных представлений. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в НООД элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т. д. Включая дидактические игры в педагогический процесс, воспитатель отбирает те из них, которые доступны для детей его группы, либо как легкая дидактическая задача заключенная в игре, так и трудная не вызовут у детей интереса к игре и, значит, поставленная цель не будет достигнута.
Темочки:
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
Дидактическая игра оказывает большую роль во всестороннем воспитании и обучении детей, через содержание дидактических игр у детей формируются правильные представления, отношение к явлениям общественной жизни, природе, к предметам окружающего мира. В игре у детей систематизируются, углубляются знания о Родине, о Российской армии, о людях разных профессий, о труде людей, о людях разных национальностей.
Дидактические игры (игры с дидактическими игрушками, словесные, сюжетно-дидактические, настольно-печатные) используются в основном для умственного воспитания детей.
С помощью дидактических игр у детей успешно решаются задачи умственного воспитания: развитие умственной деятельности, мыслительных процессов, познавательной активности и самостоятельности, воспитание познавательных интересов, любознательности, формирование речи: пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи. Большая эффективность использования дидактических игр в целях воспитания умственной активности и самостоятельности мышления детей доказано научными исследованиями.
Так, отмечается, что дидактические игры представляют собой действенное средство воспитания умственной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Настольно-печатные игры
Настольно-печатные игры интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.
Подбор картинок по парам – самое простое задание в такой игре. Затем задание усложняешь: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например: найти среди картинок два самолета, два яблока, и самолеты, и яблоки, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.
Составление разрезанных картинок и кубиков.
Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составляет целый предмет. В средней группе целое делят на 6–8–10 частей. При этом для игр в средней группе на картинке изображается уже сюжет из знакомых детям сказок, художественных произведений.
Основное требование заключается в том, чтобы предметы на картинках были знакомы детям.
Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений.
В таких играх ставим обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество.
Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, собаки, петуха, лягушки и т. д.
Словесные игры.
Эти игры построены на словах и действиях играющих. Такое задание дается в игре с детьми младшей группы.
В средних группах – игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитанию правильному произношению, уточнению, закреплению и активизации словаря.
Структура дидактической игры.
Дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений.
Игра должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу.
При проведении дидактической игры для детей среднего возраста объясняем правила по ходу игры.
После окончания игры отмечают только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указав конкретно, убрали на место игрушки.
Задача воспитания правильного звукопроизношения разрешается так же в настольно-печатных играх («Домашние животные», «Транспорт»).
Активизация словаря в названии овощей, фруктов осуществляется в игре «Чудесный мешочек». Дети достают из мешочка овощи, которые попросит ведущий и называют их.
Развитие связной речи разрешается в таких играх как «Домашние животные», «Кубики» и др. Дети складывают из частей целое, а затем рассказывают, что получилось на общей картинке.
Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями.
Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра.
Обязательным компонентом игры являются ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.
Т. о., обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.
Приемы и методы руководства дидактическими играми.
1. Перед началом игры нужно вызвать у детей интерес к ней, желание играть.
Используем разные примы: загадки, считалки, сюрпризные моменты, т. е. даем «установку на игру». Воспитатель способствует тому, что игровое настроение сохранялось у детей на протяжении всей игры.
2. Большое значение имеет темп игры, заданное воспитателем.
В начале игры темп более замедленный (дети как бы «разыгрываются»). В ходе игры темп нарастает, а к концу несколько снижается. Поэтому в дидактической игре целесообразно использовать пословицы, поговорки, загадки, которые отличаются выразительностью и краткостью.
Объяснение правил, рассказ воспитателя о содержании игры, предельно кратки и четки, но понятны детям, и такой краткости и четкости требовать от детей.
Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах
В дидактических играх с элементами соревнований используют фишки, с помощью которых оценивают правильные решения. Наличие большего числа фишек у одного из играющих позволяет определить его как победителя.
Используемая литература:
1. Книга А. К. Бондаренко «Дидактические игры в д/с».
2. Книга Е. И Удальцова «Дидактические игры для детей дошкольного возраста» (здесь даны описания дидактических игр для детей всех возрастов).
3. Книга под редакцией С. Л. Новоселовой «Игра дошкольника» (здесь указан весь дидактический материал который необходимо иметь в каждой возрастной группе).
4. Журнал «Дошкольная педагогика» статья под редакцией Н. В. Ершовой, И. В. Аскеревой О. А. Чистовой «Знакомимся с временами года». Дидактические игры.