Татьяна Ершова
Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры для познавательного и нравственного развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, важное значение приобретает воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры. В статье обращается внимание на то, как духовные ценности народа, его традиции, обычаи и нравы играют важную роль в становлении личности, в формировании духовно-нравственных качеств ребенка.
Ключевые слова: национальная культура, фольклор, традиции.
Публикация «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры для познавательного и нравственного развития детей» размещена в разделах
«Нет будущего у народа, который забывает своё прошлое», - гласит чувашская народная пословица. В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством возрождения утраченных ценностей, погружения в истоки национальной культуры. На сегодняшний день взрослые всё реже передают традиции своего народа подрастающему поколению, а родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства, не знакомят их со стариной. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребёнок узнаёт о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством, усваивает первые представления о своей этнической принадлежности.
Центральное место во всех региональных программах образования ребенка-дошкольника занимает фольклор. Богатство и разнообразие жанров фольклора народа позволяет отобрать для воспитательно-образовательной работы с детьми наиболее яркие образцы и использовать их во всех видах и формах детской деятельности. Занятия на фольклорном материале для дошкольников несут радость и духовную красоту в жизнь ребенка, воспитывают в нем любовь к родной природе, уважение к культурному наследию народа. Изучая мифы и легенды, сказки дети узнают о традициях и обычаях предков, несущих доброту и отзывчивость, пение текстов народных песен закладывает основу развития связной речи и слуха, а через подвижные игры познают трудолюбие и выносливость чувашского народа. Только системная работа по использованию фольклора в детском саду даст эффективные результаты.
С целью приобщения детей к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовно-нравственным ценностям в нашем деском саду ежегодно проводится фестиваль народной культуры. В рамках фестиваля в течение недели в детском саду проходят яркие и красочные события, посвященные родному краю: дети исполняют хороводы под знаменитые чувашские народные мелодии, слушают и поют песни, читают стихи на чувашском языке, знакомятся с декоративно-прикладным, орнаментальным искусством, играют в народные подвижные игры, рассматривают подлинные национальные костюмы и элементы вышивки на них.
Сложно переоценить важность сказок для развития ребенка : сказка учит смелости, честности, доброте, развивает чувство прекрасного. Народные сказки заключили в себя мудрость и житейский опыт, накопленные человечеством за многие века. «Сказка ложь, да в ней намек». В «День сказок» у ребят появляется прекрасная возможность проявить свои умения в перевоплощении. Воспитанники старшего дошкольного возраста вместе с воспитателями разучивают роли, готовят атрибуты, подбирают костюмы для показа народных сказок перед маленькими зрителями.
С целью приобщения дошкольников к истокам народной культуры детский сад активно участвует в городском муниципальном проекте «Культурное наследие заботливо и бережно храним». Одной из форм работы с детьми по реализации данного проекта являются экскурсии в музеи, где дошкольники знакомятся с традициями чувашской национальной культуры, накопленными веками. Посещение интерактивных занятий в музее дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, воспитанию и развитию дошкольников, сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на воспитанников. Здесь ребята имеют возможность не только воочию увидеть многие предметы, но и потрогать их, выполнить определенные действия с интерактивными экспонатами: например, с помощью прялки спрясть нить, намотать ее на веретено, познакомиться с ткацким станком, посидеть за столом старинной избы, поставить чугун в печь и т. д.
Немаловажную роль играет вовлечение родителей воспитанников в воспитательно-образовательный процесс через проведение праздников, досугов, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями. Они охотно оказывают помощь в создании и пополнении уголков краеведений в группах, тематических фотоальбомов, пошивов костюмов для участия в национальных праздниках, в организации праздников и развлечений, в реализации проектной деятельности.
Проведение таких мероприятий сегодня является особенно актуальным, так как они играют огромную роль в приобщении дошкольников к духовным ценностям народной культуры, воспитывают патриотические чувства и гордость за свой народ. Мы, педагоги, считаем, что детей необходимо воспитывать на примерах доброты, отзывчивости, милосердия, тогда и они будут проявлять свои лучшие качества.