Елена Бочегова
Консультация для родителей. Чтение художественной литературы дома в 3–4 года
▼ Скачать + Заказать документы
Трёхлетний возраст является очень важным этапом в интеллектуальном развитии малыша. Психологи считают, что за первые три года ребёнок усваивает колоссальный объём информации, его речь развивается настолько, что при помощи наводящих вопросов или иллюстраций он может пересказать прочитанный ему текст, умеет рассуждать и даже сам пытается «читать», то есть берёт в руки книгу и, воспроизводя знакомое произведение по памяти, «читает» его вслух. Теперь ребёнок не только умеет слушать произведение, рассматривать иллюстрации, отвечать на несложные вопросы по тексту, но и испытывает огромное удовольствие от общения с книгой, которая открывает для него такой загадочный и разнообразный мир.
Публикация «Консультация для родителей, Чтение художественной литературы дома в 3–4 года» размещена в разделах
По-прежнему важно как можно чаще (ежедневно по 15-20 минут в день) читать книги вместе с ребёнком, руководствуясь прежде всего его вкусом и пристрастиями и в то же время не делая его читателем только одной, пусть даже самой любимой, книги или произведений только одного жанра, например сказок. Методисты советуют для чтения отводить время в детском саду во второй половине дня, перед выходом на вечернюю прогулку. В семье для этого целесообразно использовать время перед сном, когда ребёнок и родители готовы к спокойному общению друг с другом и с книгой. Если ребёнок не посещает дошкольное учреждение, то читать с ним можно в любое свободное время, лучше дробно, понемногу несколько раз в день. Произведения, которые предлагаются ребёнку этого возраста, разнообразны как в тематическом плане, поскольку они отражают его возросшие потребности, так и в жанровом отношении (сказки народные и авторские, короткие реалистические рассказы, стихотворные произведения, как фольклорные, так и авторские, и т. п.).
Детей этого возраста продолжают знакомить с народными потешками, песенками и прибаутками, которые не только сообщают ребёнку всё больше сведений об окружающем мире, но и продолжают его радовать своей эмоциональностью. Наряду о песенками, созданными специально для маленьких, в круг детского чтения активно включаются отрывки из лирических, обрядовых, скоморошьих песен, которые отличаются богатством содержания, стихотворных форм и размеров.
В этом возрасте также происходит активное знакомство ребёнка с поэзией нонсенса, со стихами, где всё наоборот. В таких стихах могут происходить заведомо невозможные вещи, например: там по небу летает «бела рыба», таракан рубит дрова, а мухи съедают петуха. К. И. Чуковский считал, что абсурдные стихи, небылицы, или, как он называл их, перевертыши, в которых всё поставлено «с ног на голову», нужны ребёнку, познающему мир. По его мнению, перевёртыш — это разновидность умственной игры: «Ребёнок играет не только кубиками, камешками, куклами, но и мыслями». Перевёртыши вызывают радостный детский смех и укрепляют у ребёнка понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Дети стремятся сами разобраться в сказанном, установить правильный порядок в происходящем, и это им доставляет удовольствие. Ценность перевёртышей ещё и в том, что они способствуют развитию фантазии ребёнка, учат юмористическому восприятию действительности.
Трёх-, четырёхлетним детям для знакомства предлагаются скороговорки и загадки, которые также являются разновидностью потешного фольклора, призванного позабавить, повеселить, удивить себя и своих сверстников. Скороговорки были известны на Руси ещё с давних времён, но так же, как и сказки, первоначально бытовали во взрослой среде. Постепенно взрослые стали способствовать распространению скороговорок среди детей, осознав их педагогическую ценность. Употребление скороговорок детьми развивает у них чувство языка, содействует совершенствованию артикуляционного аппарата, именно поэтому особой популярностью среди детей пользуются произведения со сложным и богатым звуковым оформлением (обилие аллитерации, частые повторы, внутренние рифмы, ассонансы и т. п.) : «Сшила Саша Саньке шапку», «У пчёлки жалко жалит жарко». В то же время скороговорка является весёлой и безобидной словесной игрой, заучивание и произношение скороговорок составляет едва ли не самое интересное занятие для детей. К четырём годам словарь ребёнка достигает двух тысяч слов, в речи преобладают существительные и глаголы, что, безусловно, облегчает ему понимание и лёгкое заучивание скороговорок.
Педагогическую ценность загадки, сложнейшего для ребёнка вида устного народного творчества, исследователи видят в том, что она знакомит ребёнка с «радостью мышления», направляет на предметы и явления и их отличительные признаки, повышает мыслительные способности и силу воображения. В древности загадки были средством проверки мудрости и сообразительности, они носили магический характер. Говоря о предмете, они заставляли задуматься, откуда он взялся, из чего сделан, для чего он служит людям, на что похож. Тематика загадок для маленьких ограничена их небольшим жизненным опытом: это загадки о предметах, с которыми ребёнок чаще всего сталкивается и которые оказывают на него эмоциональное воздействие, об игрушках, о домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода, о продуктах питания. Малышам предлагаются загадки, в которых названы яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина, отмечены те качества и свойства, которые дети хорошо знают (голос животного, особенности его питания, повадки и другое).
Освоение ребёнком речи во всём её богатстве и многообразии немыслимо без пословиц и поговорок, в которых нашла отражение вековая мудрость народа. Язык пословиц и поговорок отличается краткостью, чёткостью, лаконичностью. Пословица более понятна ребёнку и легче им запоминается, потому что наставительная мысль, заключённая в ней, облечена в краткую ритмическую форму с чётким композиционным членением суждения на части («Хочешь есть калачи— не лежи на печи», «Поспешишь — людей насмешишь»). В отличие от пословицы, поговорка лишена обобщённого поучительного смысла и представляет собой образное, нередко иносказательное определение какого-либо явления. Но поговорка не просто определяет явление, а даёт ему выразительную эмоциональную оценку, это и сближает данный жанр с детской речью, эмоциональной по своей природе («Маленький, да удаленький»).
Психологи справедливо называют дошкольный возраст возрастом сказок. Это связано, прежде всего, с их доступностью для восприятия ребёнка, поскольку герои сказок всегда обладают каким-нибудь одним качеством личности: добротой или коварством, скупостью или щедростью, смелостью или трусостью. Для сказок, рекомендуемых детям данного возраста, не характерна сложность, запутанность сюжета. К тому же сказка близка ребёнку эмоционально, она способствует упорядочению его противоречивых чувств, поэтому обладает своеобразным психотерапевтическим эффектом. Читая сказки, ребёнок утверждается во мнении, что мир вокруг него справедливый, гармоничный и светлый, то есть сказка утверждает идеалы добра и красоты и поддерживает их в ребёнке.
К трём-четырём годам у многих детей проявляется потребность инсценировать прослушанные сказки. Для этой цели можно использовать не только фигурки настольного театра, но и любые подходящие игрушки, особенно если ребёнок занимается этим дома. Инсценирование способствует развитию творческого воображения, мышления ребёнка и доставляет ему немало удовольствия, поэтому нужно поощрять стремление ребёнка рассказывать сказки взрослым или даже своим воображаемым слушателям — игрушкам. Со временем это может превратиться в увлекательную для него игру, которая будет занимать свободное время.
Вовлечь ребёнка в игру, развеселить его поможет и шуточная, весёлая докучная сказка, несколько вариантов которой представлено в нашей хрестоматии. Докучная сказка — это сказка без конца. Её можно рассказывать, играя словами, голосом, интонацией до тех пор, пока не надоест. Создавались такие сказки для того, чтобы повеселить, позабавить или, наоборот, отбить охоту у слишком настойчивых любителей их слушать. Иногда докучными сказками нарочно поддевали слишком уж доверчивых любителей послушать фантастические рассказы о приключениях животных, чудовищ, людей, ведь их название произошло от слова «докучать» : слушатели докучали сказочнику, сказочник — слушателям.
Литературные произведения для детей трёх-четырёх лет, стихотворные и прозаические, отличаются тематическим разнообразием. Разные художественные произведения по-своему интересно рассказывают о мире природы, о животных, о детях, их характерах, достоинствах и недостатках. Эти произведения учат детей быть внимательными, заботливо относиться ко всему, что их окружает. Слушая рассказы и стихотворения, дети учатся думать, сопоставлять новое с ранее известным. Для этой цели из текстов, для удобства помещённых в хрестоматии по тематическому принципу, можно выбирать близкие по характеру (например, о внешнем виде и повадках животных, условиях их питания и обитания и т. п.) и, сопоставляя их, расширять представления детей. Чтение стихотворений о природе целесообразно соединять с непосредственными наблюдениями. Таким образом, ребёнку будут понятны не только изменения, связанные со временами года, но и чувства, переживания, настроения автора, лежащие в основе лирических произведений.
Художественные произведения дети трёх-четырёх лет слушают с удовольствием. Необходимо поощрять этот интерес, заучивая вместе с ребёнком строчки из полюбившегося произведения, напоминая их время от времени, стараясь развить в нём образное мышление, чувство прекрасного. Вместе с тем необходимо помнить о том, что самостоятельно воссоздать в своём воображении картины услышанного в этом возрасте дети не способны, их творческое воображение развито слабо, образность речи не всегда понятна. Для этой цели в хрестоматии помещено много иллюстраций, поскольку мир линий и красок малышам более понятен. Со временем воздействие изобразительного искусства будет усиливаться собственным детским творчеством, в результате которого ребёнок научится глубже постигать художественный образ. Так, постепенно формируя в ребёнке умения эмоционально воспринимать прекрасное, сопереживать, сочувствовать, мы воспитываем духовно развитую, гармоничную личность, способную в полной мере реализовать всё лучшее, что заложено в нём природой.