Лариса Матевосян
Методы формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Методы формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов ДОУ
В контексте исследовательской работы все формируемые компоненты здоровьесберегающей компетентности выступают как элементы целостной системы личностных свойств педагога. В свою очередь личность специалиста формируется и совершенствуется в образовательной системе профессиональной деятельности, состоящей из совокупности подсистем, включающей в себя формы и методы развития компетентности.
Публикация «Методы формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов ДОУ» размещена в разделах
Теоретико-методологический анализ показал, что методы формирования компетентности представляют собой способы целенаправленного воздействия на педагогических работников и организацию деятельности, способствующей достижению освоения специальной сферы практического опыта, формирование знаний, умений и навыков в рамках здоровьесберегающей компетентности. Формирование в рамках амплификации, по мнению И. С. Бухаровой: «процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности» [1, с. 50]. Таким образом, мы можем говорить о том, что под формированием здоровьесберегающей компетентности мы может понимать процесс целенаправленного и организованного овладения педагогами дошкольного образовательного учреждения выраженными качествами, обуславливающими мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, коммуникативный, эмоционально-волевой компоненты здоровьесберегающей компетентности.
Рассматривая работу Н. А. Васиной, можно говорить о том, что усвоению содержания, ориентированного на формирование здоровьесберегающей компетентности, способствуют формы и методы обучения, направленные на применение знаний в различных ситуациях профессиональной деятельности, связанные с сохранением и укреплением здоровья : создание проблемных ситуаций, выполнение практических заданий, проведение учебных игр, подготовка проектов здоровьесберегающей тематики [2]. С точки зрения О. Г. Ивановой, в основе формирования здоровьесберегающего потенциала дошкольного образования и, соответственно, здоровьесберегающей компетентности педагогов, лежат различные формы, методы и приемы. При этом автор говорит о необходимости организовать работу по мотивации педагогов на «инновационную деятельность, которая позволит внедрить в практику работы дошкольной образовательной организации современные технологии, способствующие совершенствованию здоровьесберегающей деятельности и развитию «здоровой» личности».
Анализируя работу И. В. Патрушевой, можно говорить о том, что для формирования здоровьесберегающей компетентности автором предлагается использование педагогических технологий, которые в наибольшей степени «служат формированию мотивационно-ценностного отношения к здоровью и здоровьесберегающей деятельности, теоретической и практической готовности к здоровьесбережению, а также развитию профессионально важных личностных качеств, способствующих здоровьесбережению, и определяющих личностную готовность специалиста к реализации здоровьесберегающей деятельности» [3, с. 56]. К таким технологиям автором отнесены: технологии проблемно-деятельностного обучения, технологии контекстного обучения, технологии игрового обучения, технологии кейс-методов и непосредственная практическая деятельность на базе дошкольного образовательного учреждения. Раскроем каждую из технологий и проанализируем методы, которые используются в ее контексте для формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов ДОУ.
Технология проблемно-деятельностного обучения направлена на активизацию мыслительной деятельности в процессе решения познавательных задач, тем самым позволяя не только приобретать новые теоретические знания, но и вырабатывать практические навыки и умения, накапливать опыт творческого решения профессиональных задач в рамках компетентности здоровьесбережения. Технология проблемно-деятельностного обучения, авторами которой являются М. А. Галагузова, И. А. Ларионова, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, Л. Ф. Спирин и др., относится к активным технологиям и в широком смысле предполагает работу над сложным теоретическими и практическими вопросами, противоречиям и ситуациями, требующими изучения и дальнейшего разрешения. Сущность сводиться к изменению характера и структуры познавательной деятельности за счет самостоятельного поиска новых знаний и способов деятельности, развития творческого потенциала личности. В соответствии с логикой данной технологии, процесс формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов ДОУ «должен быть ориентирован не на получение отвлеченных теоретических знаний, а на формирование готовности специалистов решать конкретные профессиональные задачи по сохранению и укреплению здоровья» субъектов образовательного процесса [3, с. 58].
Технология контекстного обучения, согласно определению. А. А. Вербицкого, предполагает на «языке науки с помощью всей системы форм, методов и средств обучения целенаправленно и последовательно» моделировать предметное и социальное содержание в рамках здоровьесберегающей компетентности педагогических работников [3, с. 58]. Анализируя данную технологию, мы можем говорить о том, что упор делается на формирование мотивации личностного развития, в связи с чем деятельность исходит не только из логики компонентов формируемой компетентности, но и исходя из модели профессиональной деятельности и личностных особенностей педагогических работников системы дошкольного образования. При использовании технологии контекстного обучения используются методы, формирующие профессиональную деятельность в рамках здоровьесберегающей компетентности : дискуссия, лекция, проблемный семинар, тренинг. Раскроем каждый из методов формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов ДОУ в рамках технологии контекстного обучения:
дискуссия – данный метод формирования компетентности характеризуется тем, что требует от участников выразить свое отношения к осуждаемому вопросу здоровьесбережения, представить свою позицию в споре и высказать точку зрения, которая может отличаться от иных;
лекция – в формировании у педагогов здоровьесберегающей компетентности большое значение будут иметь лекционные занятия, которые вводят в теоретическую основу, дают целостное представление об изучаемой теме и развивают здоровьесберегающую компетентность. Наряду с традиционными видами лекций, могут быть использованы лекции-консультации, лекции-исследования, лекции в тандеме с приглашенным специалистом (врач-педиатр, физиотерапевт, инструктор по физической культуре, педагог-психолог);
проблемный семинар – данный метод предполагает более активную работу со знанием, определяющим содержание движения семинара. Проблемный семинар выстраивается вокруг готового знания, полученного на лекции и его задача заключается в выявлении и формировании пробелов теоретического знания педагогов. Глубокое усвоение знаний на семинаре достигается за счет того, что педагоги добывают их путем самостоятельной деятельности, поэтому лучше понимают и запоминают. В контекстном обучении могут применяться конференции, «круглый стол», экскурсии, «мозговой штурм», которые В. Д. Ширшов относит к формам семинарских занятий [3, с. 59].
тренинг – данный метод направлен на формирование практических умений и предполагает, что содержательная часть здоровьесбережения уже усвоена педагогическими работниками. Основной задачей тренинга является организация самостоятельной работы, в процессе которой участники тренинговой группы осваивают определенные умения здоровьесбережения, изменяют отношения к процессам в рамках данной компетентности.
Резюмируя контекстный подход к формированию здоровьесберегающей компетентности, можно говорить о том, что он способствует практическому овладению деятельностью в рамках формируемой компетентности, позволяет педагогам ДОУ овладеть знаниями, умениями и навыками по реализации здоровьесбережения в воспитательно-образовательном процессе в рамках аудиторной работы.
Технология игрового обучения – является частным случаем использования активных методов обучения педагогов. Наиболее представительным методом данной технологии выступают деловые игры – модель, включающая в себя объект управления и управляющую ситуацию, ценность которой заключается в воспроизводимости наиболее типичных ситуаций здоровьесбережения в профессиональной среде, что позволяет приобрести опыт социально-ролевого поведения в таких ситуациях. Игровые цели деловой игры по отношению к педагогическим целям формирования, выполняют функцию средств. Опыт выполнения действий игры, формирует умения, навыки и качества личности профессионала, представленные в здоровьесберегающей компетентности. Разбор игры, последующая рефлексия участников по поводу ее проведения на заключительной дискуссии – несут обучающую и воспитывающую нагрузку. Резюмируя технологию игрового обучения, можно говорить о том, что деловая игра позволяет продемонстрировать и просмотреть несколько индивидуальных вариантов проигрывания одной и той же роли в заданной ситуации, в результате чего у педагогов появляется возможность сравнивать требования, предъявляемые к исполнению различных ролей в рамках рассматриваемой компетентности.
Одной из инновационных технологий выступает технология кейс-методов, в основе которой лежит практикующее обучение. В рамках формирования здоровьесберегающей компетентности педагогам предлагаются кейсы – конкретные ситуации, имеющие место в процессе профессиональной деятельности и требующие разрешения. Работа над кейсом предполагает групповое взаимодействие педагогических работников ДОУ и включает такие виды заданий, как: изучение материалов кейса и дополнительной литературы, поиск ответов на поставленные вопросы, выполнение исследовательского задания, разработка и представление проектов по теме кейса, составление рекомендаций для специалистов дошкольного образования и т. п. [3]. Предлагаемые кейсы предполагают погружение в заданную тему, осмысление и анализ полученных теоретических знаний, анализ проблемы здоровьесбережения и перспективы развития личности субъектов образовательного процесса в рамках данной компетентности.
Так как здоровьесберегающая компетентность имеет деятельностный характер, то есть формируется и проявляется главным образом в профессиональной деятельности, важным инструментом в формировании компетентности является практическая деятельность на базе дошкольного образовательного учреждения. Анализ теоретико-методологической литературы показал, что практическая деятельность способствует закреплению и выработке умений использовать теоретические знания и практические умения в конкретных условиях профессиональной деятельности, приобретению опыта здоровьесбережения субъектов образовательного процесса, способствует развитию профессиональных интересов и способностей и т. д. [3]. По нашему мнению, в ходе практической деятельности возможно формирование всех компонентов здоровьесберегающей компетентности, поскольку непосредственная профессиональная деятельность педагогов представляет собой базис, на котором осуществляется глубокое усвоение проблем здоровьесбережения, имеющих место в системе образования. Практическая деятельность лежит в основе овладения приемами самореализации, позволяет спроектировать профессиональный рост, развивать и совершенствовать способности и компетентности педагога, лежит в основе мотивационного компонента компетентности здоровьесбережения.
Переходя к формированию выводов можно говорить о том, что при построении комплексной теоретической модели формирования здоровьесберегающей компетентности педагога, необходимо не только обозначить структуру, способствующую развитию всех компонентов компетентности, содержательную и технологическую ее стороны, но и подобрать технологии и методы формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов ДОУ. За основу нашего исследования взяты методы формирования, предложенные И. В. Патрушевой, который включают в себя: технологию проблемно-деятельностного обучения (методы : проблемное обучение, технологию контекстного обучения (методы : дискуссия, лекция, проблемный семинар, «мозговой штурм», «круглый стол», конференция, экскурсия, тренинг, технологию игрового обучения (методы : деловая игра, сюжетно-ролевая игра, технологию кейс-методов (методы : практические кейсы, обучающие кейсы, научно-исследовательские кейсы) и непосредственную практическую деятельность в рамках профессиональной на базе дошкольного образовательного учреждения.
Список литературы
1. Бухарова, И. С. Психология. Практикум: учеб. пособие для СПО / И. С. Бухарова, М. В. Бывшева, Е. А. Царегородцева. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 208 с. – Текст: непосредственный.
2. Васина, Н. А. Методика формирования компетентности здоровьесбережения при обучении разделу биологии-8 : дис. …канд. пед. наук: 13.00.02 / Н. А. Васина. – Ярославль, 2010. – 154 с. – Текст: непосредственный.
3. Патрушева И. В. Формирование компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе в процессе обучения в вузе / И. В. Патрушева. – Тюмень : ТюмГНГУ, 2013. – 148 с. – Текст: непосредственный.