Ольга Галеева
Проблемы формирования компетентности будущих учителей начальной школы
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов,как элемента гуманизации педагогического образования, безусловно, актуальна в настоящее время и обусловлена объективной потребностью общества в подготовке конкурентоспособных работников сферы образования, эффективно осуществляющих свою профессиональную деятельность в условиях развития высоких технологий. Кардинальные преобразования в социально-экономической сфере актуализируют формирование у детей стремления к учебной и научно- познавательной деятельности, к активному образу жизни, способствуют систематическому включению современного поколения в инновационную деятельность, их приобщение к увеличению творческого компонента. В целях повышения уровня образования, деятельность самих учащихся должна оставаться ядром современной образовательной системы в условиях ее гуманистически направленного преобразования, реформирования и демократизации.
Публикация «Проблемы формирования компетентности будущих учителей начальной школы» размещена в разделах
Однако, вопреки объективной необходимости учета социально-экономической ситуации в стране, сегодня констатируется негативная тенденция занижения роли начального воспитательного, обучающего, развивающего потенциала образования детей. А недостаточная подготовка современного поколения к учебной деятельности, способствует проявлению многих негативных качеств личности ученика.
Содержание профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов показывает, что наблюдается разрыв между сложившейся традиционной системой подготовки будущего учителя и необходимостью гуманизации данного процесса на основе системного, междисциплинарного и личностно ориентированного подходов. Поиски решения данной проблемы являются актуальными для педагогического образования в целом и учителей начальных классов в частности, что связано с выраженным междисциплинарным характером их профессионально-педагогической подготовки, высоким уровнем профессиональной деятельности учителя,повышенным уровнем их ответственности за здоровье детей, а так- же физическую и психологическую безопасность обучающихся.
Совершенствование подготовки, базирующееся на углубленном изучении теоретико-методологических основ начального обучения, духовно-нравственного и трудового воспитания, становится объективной необходимостью в условиях модернизации высшего педагогического образования. Развитие данных технологий всегда оказывало влияние на состояние общества и взаимоотношения людей, и в конечном итоге на статус государства. Однако именно сегодня этот фактор приобретает основополагающее значение: высокий уровень обучения и развития ребёнка, несомненно будет способствовать продвижению,как ребёнка, так и всего государства в целом к тем целям, которые приняты обществом и провозглашены в Конституции РФ.
Безусловно, одним из главных факторов, влияющих на высокий уровень развития общества, совместно с экономическими и политическими, является образовательно- воспитательный фактор. Следовательно, приоритетной задачей государства становится реализация стратегии целенаправленного образовательного и воспитательного развития общества, а формирование потребности учащихся к систематической учебной деятельности должно стать приоритетным направлением в условиях модернизации образования.
Между тем, в последнее время,наблюдается недооценка воспитательного и развивающего потенциала учебной деятельности детей начальной школе. В общественном сознании наблюдается обесценивание и самой роли учителя. Оно обычно сводится к выработке у учащихся умений и навыков. Недостаточная обеспеченность школ, приводит к преобладанию малосодержательной, примитивной умственной деятельности и, как следствие, к формированию у детей негативного отношения к ней,что не представляет интересов страны в целом.
В условиях современного рынка подвергается изменениям и система ценностей общества. Личностные установки и ориентации большинства людей под внешним влиянием средств массовой информации искусственно направляются в область бизнеса: личное финансовое благополучие, ориентация на материальные блага препятствуют проявлению духовных, культурных ценностей, вытесняют из сознания современного поколения роль и значение научных знаний, без владения которыми невозможно развитие экономики, образования и науки. Отсутствие должных знаний и навыков, приводит к замене их активной жизненной позиции узкопрагматическими целями и желаниями и, как следствие, формирование таких негативных качеств личности, как ленивость, невежество, алчность, потребительское отношение к окружающей действительности. Наблюдается снижение интеллектуального развития, духовности, культуры и сужение общего мировоззрения в целом.
Недостаточная подготовка учителя начальных классов в настоящее время обусловлена низким уровнем межкафедрального взаимодействия в педагогических вузах, отсутствием органа компетентного управления данным процессом, игнорированием междисциплинарных подходов в обучении, что в значительной степени снижает потенциал предметных дисциплин для улучшения подготовки учителя. Так-же в образовательном процессе не уделяется особого внимания реализации практико-ориентированных технологий подготовки учителя начальных классов на должном уровне забывая, учитель должен владеть научными, профессиональными знаниямии и быть вооружен современными гуманистическими и педагогическими компетенциями. Следовательно, проблема личности учителя обретает сегодня особую значимость. Обновление школы и системы воспитания в целом зависит от того, какую позицию займет учитель, от его умения проектировать комфортные и психологически безопасные условия для субъектов образовательного процесса, от его отношения к профессии, внутреннего состояния и личностного облика.
Определяя теоретические основы формирования профессионально-педагогических компетенций будущих учителей,нужно выделить этапы, в ходе которых эти компетенции системно развиваются и совершенствуются. Важным средством формирования педагогической компетентности студентов является междисциплинарная интеграция, связанная с целенаправленным построением логических взаимосвязей единого смыслового пространства педагогической деятельности и способствующая решению задач с использованием комплекса осваиваемых студентами компетенций. Первый этап – изучение курсов педагогики и философии. Второй – обеспечение профессиональной направленности личности студентов, т. е. готовности студентов применять философские знания в учебно-воспитательной работе, что происходит в результате движения анализа педагогических понятий от их философской основы к педагогической интерпретации. Наконец, третья ступень-обеспечение межпредметных связей педагогики с основополагающими в подготовке учителя дисциплинами – психологией и философией. Следует отметить необходимость широкого использования в преподавании педагогики и психологии, а так- же технологий обучения проектировочной деятельности, в частности проектирования психологически безопасной образовательной среды. Педагог, владеющий технологиями проектирования комфортных и психологически безопасных условий, будет способен эффективно организовывать развитие и обучение учащихся и сопровождать их психологическое овладение конкретными технологиями.
Анализ представленных выше подходов к проблеме формирования профессиональных компетенций будущих учителей в процессе педагогического образования, позволяет рассматривать их сформированность как результат овладения: необходимыми мыслительными качествами; системой специальных характеристик профессионального мышления; мыслительными операциями, сопровождающимися осознанным оперированием понятийным аппаратом педагогики.
Сформированность профессиональной компетентности будущего учителя я понимаю,как единство овладения следующими компонентами профессионализма : высокая степень освоения понятийного педагогического аппарата; высокое качество решения учебных и профессиональных педагогических задач; высокая степень результативности и обязательность использования при решении задач понятий и категорий педагогики, т. е. осуществление функционирования понятийного аппарата в режиме осознанного, активного и творческого применения. Если рассматривать сформированность педагогической компетенции именно таким образом, то легко дифференцируются критерии сформированности и обеспечивается надежность диагностики, что представляется немаловажным аспектом с точки зрения практики педагогического образования.
Высокая степень усвоения понятийного педагогического аппарата означает осознание логических характеристик понятия, причем не на формальном, а на творческом уровне. Студент уверенно ориентируется в иерархии понятий, способен дифференцировать близкие по смыслу понятия; способен анализировать понятия как в контексте, так и в обособленном виде; умеет выделять существенные признаки и способен абстрагироваться от несущественных; понимает изменения, привносимые практикой образования в содержание традиционных понятий; в зависимости от собственной позиции и опыта умеет выразить личное понимание того или иного понятия.
Одной из составляющих сформированности у студентов профессиональной направленности мышления является высокое качество решения педагогических задач. В психолого-педагогической литературе выделяется два типа задач: учебная и профессиональная, или реальная, возникающая в процессе практической деятельности педагога. Педагогическая задача представляет собой одно из средств развития педагогических умений, а в конечном счете – это средство совершенствования профессиональных компетенций будущего учителя. Если в реальной задаче педагог ориентирован на изменение какого-то исходного состояния (ситуации, объектов его деятельности, то при решении учебной студент гораздо в большей степени занят анализом собственных рассуждений, оценкой обоснованности своей позиции и позиций своих коллег. В решении реальной задачи практическое мышление становится составной частью профессиональной деятельности. Неотрывность мышления от исполнения кардинально изменяет сам процесс мышления, происходит поиск оптимальных и единственно реализуемых в определенных условиях средств и способов решения реальной задачи. К специфическим особенностям профессиональных задач относятся также: сложность условий по связям и их многообразие по содержанию, трудная обозримость, малая степень достоверности, противоречивость, изменчивость и неполнота условий.
Таким образом, констатируется прямая противоположность характерных признаков учебных и профессиональных задач: одномерность – многомерность, статичность – динамичность, обратимость – необратимость и т. д., что невозможно не учитывать при конструировании учебных задач и при обучении студентов их решению по определенным алгоритмам. Однако понимание задачи как цели, заданной в определенных условиях, должно быть принято студентом и реализовано с учетом целей образования и воспитания, выдвигаемых обществом, и собственных позиций, установок. Качество решения профессиональных задач будет напрямую зависеть от следующих факторов: насколько учитываются все заданные условия; насколько индивидуально данное решение; как соотносится решение с долгосрочными программными целями; способен ли студент обоснованно дополнить недостающую информацию и спрогнозировать возможные последствия.
Выделю некоторые процессуальные особенности третьего компонента сформированности профессиональных компетенций направленности мышления: восстановление предметной ситуации в ее существенных для решения частях; схематизация предметной ситуации с целью доступного переноса сначала в речевой, а затем в умственный план; разделение этапа материализованного действия на две последовательные части: обычного изображения и изображения схемы; изменение хода анализа задачи: от вопроса задачи к системе понятий; от системы понятий к восстановлению предметной ситуации и схематизации, выделению ее существенных черт; затем к выполнению элементов данной схемы, основываясь на конкретные данные задачи; и наконец, к решению самой задачи.
Анализ процесса формирования профессиональной компетентности будущего учителя позволил выявить следующие тенденции: необходимость обогащения вариативных образовательных программ содержанием гуманитарных знаний на основе системного, междисциплинарного и личностно ориентированного подходов; расширение методов и технологий подготовки будущих учителей начальной школы с целью становления и развития профессионального мышления и рефлексивной и субъективной позиции. Выявленные тенденции свидетельствуют о том, что процесс формирования профессионализма учителя многомерен и может иметь соответствующую планируемую направленность в образовательном процессе. Таким образом, гуманитарная составляющая профессиональной подготовки будущего учителя выступает не только в свойстве показателя качества педагогического образования, но и духовно-нравственной культуры, профессионально-психологического потенциала и мотивационно-ценностной направленности.