Багдасарян Айкануш Армавировна
Место и роль игровой технологии в учебном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
«В игре ребенок живет,
и следы этой жизни глубже остаются в нем,
чем следы действительно жизни».
К. Д. Успенский
Современные дети очень рано сталкиваются с миром медиа. Это, так сказать, естественный процесс, примета нашего времени. Но то, что педагогика попытается найти путь эффективного применения нового обучающего средства видится безусловным достижением современной системы образования. По сути, включение интерактивного оборудования в образовательную среду детского сада – это начало длительного практического пути, детальная и основательная проверка того, что могут дать современные технологические средства для развития ребенка.
Публикация «Место и роль игровой технологии в учебном процессе» размещена в разделах
Среди основных преимуществ использования интерактивной панели на занятиях, по нашему мнению, является большая вовлеченность воспитанников в процесс обучения, их улучшенная мотивация, причем познавательная, уменьшение случаев плохого или рассеянного поведения на занятии, повышение эффективности работы воспитателя. Детям нравится наглядность, нравится практико-ориентированная деятельность, поэтому интерактивная доска становится центром внимания для всей группы детей. У детей появляется возможность выполнять задания, управляя компьютером непосредственно с доски без помощи мыши и клавиатуры. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент «Перо», а также сохранять изображения или записи для последующих занятий.
Воспитатель, в свою очередь, стремясь сделать занятие более интересным и наглядным, может самостоятельно придумывать интерактивные игры и приложения, повышая тем самым уровень компьютерной грамотности. Использование аудио - и видеоматериала позволяет сделать организованную образовательную деятельность дошкольников более эффективной и динамичной. А воспитатели отмечают, что им самим интересно работать с таким материалом и благодаря ему занятия получаются более легкими в подаче и усвоении материала.
Если резюмировать вышесказанное, то получится, что интерактивная панель позволяет:
использовать групповые формы работы;
проводить совместную работу над текстом или изображениями;
производить записи, пометки поверх демонстрационных материалов;
сохранять все изменения на компьютер;
демонстрировать познавательные видеоролики, мультипликационные картины или даже физические минутки.
В обучении детей игра организуется взрослыми. Игровой метод обучения дошкольников требует от педагога умения специально разрабатывать учебно-игровые диалоги.
Все элементы игровых обучающих ситуаций : сюжет, ролевое поведение и игровые действия воспитателя и детей имеют дидактическое начало и направлены на выполнение задач занятия. В рамках игры дети получают новые знания, выполняют исследовательские действия.
Игровые персонажи (Незнайка, Буратино, Карлсон и др.) включаются педагогом в учебно-игровое общение не для развлечения, а как условие, обеспечивающее выполнение дидактических задач, создают положительную познавательную мотивацию и поддерживают ее на протяжении всего занятия. Игровые персонажи не просто приходят в гости к детям, а обращаются к ним со своими проблемами, они нуждаются в помощи и знаниях детей. Проблемная ситуация, задаваемая персонажем, меняет позицию ребенка из обучаемого в обучающего. Смена позиции активизирует интеллектуальную деятельность детей, усиливает познавательную мотивацию.
Игра как форма организации и метод обучения детей дошкольного возраста формирует заинтересованное отношение детей к материалу занятия, создает положительный эмоциональный фон и возможность проявления способностей каждым ребенком. Помогает ему почувствовать собственные возможности и обрести уверенность в себе. К игре как методу обучения предъявляются следующие требования: создание игрового сюжета, мотивирующего детей на игровые цели; включенность каждого участника в игру; предоставление участникам игры возможности самостоятельного активного действия;
игровые задания должны быть сложными, но доступными детям;
пути и средства достижения целей должны быть вариативными.
При использовании игрового метода обучения дошкольников могут возникнуть такие трудности: дети могут увлечься игрой и легко перейти от цели к мотиву, в этом случае игра теряет свое образовательное содержание, превращается только в развлечение.
В обучении дошкольников необходимо рациональное сочетание игровых и неигровых методов.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависят от понимания педагогом функций игры. Самая главная функция — обучающая. Она обеспечивает усвоение знаний и умений и развитие интеллектуальных функций (памяти, мышления, внимания, воображения).
Мотивационная функция способствует созданию благоприятной атмосферы на занятии, превращает занятие в увлекательное приключение.
Коммуникативная функция объединяет детей, способствует установлению эмоциональных контактов, формирует навыки общения
Диагностическая функция выявляет проблемы в развитии детей, позволяет педагогу изучать особенности личности ребенка в раскрепощенной форме
Релаксационная функция снимает напряжение при интенсивном обучении.
Коррекционная функция вносит позитивные изменения в структуру личности ребенка.
Основной потребностью детей дошкольного возраста является игра. Дети живут и самовыражаются в играх. Поэтому основной формой занятий должна быть игра, в которой дети осваивают новые умения, отношения с другими детьми. Дошкольник легко учиться в игре. Существуют четыре линии влияния игры на психическое развитие ребенка:
развивается мотивационно-потребностная сфера;
преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм;
развивается произвольность поведения;
развиваются умственные действия.
Игровая технология обучения в виде интерактивных панелей поддерживают и укрепляют физическое и психическое здоровье детей. Поэтому важной профессиональной задачей является освоение воспитателями дошкольных учреждений игровых технологий обучения детей.
Приведем примеры игр с использованием интерактивного пола:
Упражнение: «Лево-право». Цель: развитие пространственной ориентации, внимания.
Упражнение: «Пройди по следам». Цель: развитие внимания, координации и общей моторики.
Упражнение: «Викторина». Цель: развитие представлений об окружающем мире, развитие математических представлений, развитие мышления.
Упражнение 4. «Сортировка». Цель: развитие мышления (решение задачи на группировку по 1 признаку). Сортировка геометрических фигур разного цвета.
Как мы видим, использование интерактивной панели на занятиях с детьми дошкольного возраста имеет очевидные преимущества, но также необходимо помнить, что она не может полностью заменить традиционные подходы к обучению, а только повысить их эффективность. Таким образом, воспитателю необходимо определять, когда целесообразность такой работы очевидна и даст максимальный эффект.
Использование интерактивной панели на занятиях с детьми дошкольного возраста является отличной возможностью заинтересовать детей учебным материалом, сделать занятия более интересными, повысить мотивацию учащихся и предоставить больше возможностей для их участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.