Рима Мустафина
Опытно-экспериментальная деятельность в образовательном пространстве ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии после утверждения Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)
Дети с огромным интересом любят заниматься опытно-экспериментальной деятельностью. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами, позволяет наглядно показать связь между живой и неживой природой. Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Дети в процессе экспериментирования получают возможность почувствовать себя исследователем, ученым, первооткрывателем. В ходе опытной деятельности ребенок учится наблюдать, сравнивать, размышлять, отвечать на вопросы, выявлять причинно-следственную связь, делать выводы.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность в образовательном пространстве ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» январь 2019
Федеральный Государственный образовательный стандарт требует от педагога поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, создать необходимые для этого условия. Правильно организованная среда дает возможность неформально построить педагогический процесс, избежать однотонности, помогает дошкольнику быть постоянно занятым продуктивным и интересным делом.
При оборудовании уголка экспериментирования надо учитывать основные требования. Среда должна быть безопасной для жизни и здоровья детей, соответствовать правилам техники безопасности, гигиеническим требованиям, здоровьесберегающей, эстетически привлекательной, соответствовать возрасту. Она должна изменяться, корректироваться, пополняться и развиваться, что является необходимым условием полноценной организации исследовательской деятельности [1].
В группе проводится работа по созданию условий для развития познавательно–поисковой деятельности. Сделали небольшую лабораторию под названием «Юный исследователь», где имеются простейшие приборы и приспособления для проведения экспериментов: пробирки, лупы, фильтры, салфетки; природный материал: семена клена, шишки сосны, ели, дыни, арбуза, фасоль, коллекции, посадка растений в разные виды почвы; песок, глина; «бросовый материал»; набор резиновых и пластмассовых игрушек для игр в воде; материалы для игр с мыльной пеной; красители- пищевые и непищевые и т. д. Много разнообразных настольно-дидактических игр экологического содержания, книги познавательного характера, коллекции. Так же имеются эстетично оформленные различные тематические альбомы, в достаточном количестве демонстрационный материал. Дети имеют свободный доступ к материалам и пособиям. На видном месте вывесили правила работы с материалами. Есть картотека опытов, сделали карточки-схемы выполнения экспериментов для того, чтобы дети самостоятельно занимались экспериментальной деятельностью. Знания приобретенные самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия. От своих маленьких и больших «открытий» дети испытывают большую радость, удивление и даже восторг [4].
Чтобы организовать экспериментальную деятельность мы опирались на ряд вариативных программ и методик. Это программа по экологическому образованию дошкольников «Наш дом - природа» Н. А. Рыжовой, занимательные опыты и эксперименты «Неизведанное рядом» О. В. Дыбиной, методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности дошкольников под ред. Л. Н. Прохоровой. Исходя из этих программ составили перспективный пландля своей возрастной группе по теме: «Использование экспериментально- исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста». Вся работа разделена по временам года, чтобы можно было экспериментировать с объектами неживой природы, увидеть зависимость внешних природных изменений от особенностей сезона. В уголке материал для проведения опытов меняется в соответствии с планом работы. Все опыты детям напоминают чем- то фокусы. Они проявляют большой интерес, с удовольствием выполняют опыты,потому что в процессе экспериментирования задействуют все органы чувств (ребенок не только видит и слышит, но и нюхает, трогает, и даже пробует на вкус (если это возможно и безопасно). В конце эксперимента вместе с детьми надо обязательно анализировать полученный результат и сделать вывод. Выводы мы делаем в словесной форме, а в большинстве случаях фиксируем результаты графически, т. е оформляем в рисунках, схемах. Для этого укаждого ребенка имеются личные блокноты [2].
С целью поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации можно формулировать от имени сказочного героя или куклы. Например, в уголке экспериментирования может «проживать» «МудраяСова»,или «Зайчик-Любознайчик» или «Утенок-Удивленок»от имени которого предлагаются решать проблемные ситуации [3].
В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Когда работа организована правильно: воспитатель – не учитель и наставник, а равноправный партнер, у детей появляется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.
Известно, что ни одна воспитательная или образовательная задачане решается успешно без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям. Говорим, чтобы они поощрялидетей,когда они хотятузнать что-то новое, самостоятельно выяснять непонятное, вникать в суть предметов и явлений.
Например, мы предлагаем детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нам нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение этих исследований. Для родителей создали картотеку простейших опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Родители нам так же помогают в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отдыха на море, на даче, на прогулках, потому чтоони так же проявляют большой интерес к занятиям [3].
Актуальность опытно-экспериментальной деятельностиочевидна : дети пытаются анализировать, делать выводы, объяснить закономерности в природе, с большим интересом проводят опыты, с помощью взрослого, а иногда и сами создают условия для проведения исследований, опытов и наблюдений. У детей возросли познавательная активность, интерес к миру. Они стали увереннее в себе, стремятся получить результат при достижении поставленной цели. Обогатилась и разнообразилась речь детей. Дети начали ясно выражать свои мысли, правильно строить предположения, составлять связные творческие рассказы. У детей сложились предпосылки для дальнейшего обучения. Наши воспитанники так же принимают активное участие во всероссийских экологических конкурсах.
Теоретической базой организации опытно-экспериментальной деятельности являются исследования Н. Н. Поддьякова. Он доказал, что, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно-исследовательская деятельность!
И хочется закончить свою публикацию китайским изречением:
То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю![3].
Список литературы:
1.https://infourok.ru/proekt_sozdanie_predmetno-razvivayuschey_sredy_dlya_poznavatelno-eksperimentalnoy_deyatelnosti-193399.htm
2. https://metior.ru/article/1206-detskoe-eksperimentirovanie.html
3. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/02/17/poznavatelno-issledovatelskaya-deyatelnost-v-dou
4. https://www.maam.ru/detskijsad/opyty-i-yeksperimenty-453284.html