Светлана Петухова
Использование ИКТ в образовательном пространстве ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Информатизация общества – это реальность наших дней. Причина тому – повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования. Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет.
Публикация «Использование ИКТ в образовательном пространстве ДОУ» размещена в разделах
В процессе внедрения информационно-коммуникационных технологий дошкольное образовательное учреждение также не может оставаться в стороне. Речь идет не о включении информатики в план непосредственно образовательной деятельности ДОУ, а об использовании информационно - коммуникационных технологий педагогами, воспитателями для повышения эффективности образовательного процесса.
Как использование информационно-коммуникационных технологий может помочь современному воспитателю, педагогу в его работе?
• подбор иллюстративного материала к непосредственно образовательной деятельности и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);
• подбор дополнительного материала из различных источников для непосредственно образовательной деятельности, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
• обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
• создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
• использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
• использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
• использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.
• оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности.
• создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
• использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.
• создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.
В этой связи решающее значение приобретают удаленный доступ к цифровым образовательным ресурсам (ЦОР, опубликованным в Сети.
Под цифровым образовательным ресурсом (ЦОР) понимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео–, фото– и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования. Цифровой образовательный ресурс может быть представлен на СD, DVD или любом другом электронном носителе, а также опубликован в телекоммуникационной сети.
В образовательном процессе используются следующие виды цифровых образовательных ресурсов, необходимые для организации учебно-образовательного процесса, представленных в цифровой форме:
• фотографии,
• плакаты,
• презентации,
• видеофрагменты,
• аудиофайлы,
• видеоролики, отобранные в соответствии с содержанием темы.
Одной из наиболее удачных форм представления учебного материала в детском саду можно назвать создание мультимедийных презентаций. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.
Практика показала, что при использовании ИКТ значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
• дети легче усваивают различные понятия;
• быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
• тренируется внимание и память;
• активно пополняется словарный запас;
• воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
• развивается воображение и творческие способности;
• развиваются элементы наглядно-образного и логического мышления.
В каждом современном дошкольном учреждении целесообразно создать медиатеку которая может содержать следующие позиции:
- фильмы и презентации различной тематики
- видеоэкскурсии
- медиазанятия
- видеоколлекции
- коллекции музыкальных файлов
- электронные хрестоматии и энциклопедии, электронные книги
- коллекции фотографий и репродукций картин.
ИКТ могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, детей и родителей. Так благодаря использованию ИКТ появились новые формы взаимодействия с родителями: «Сайт детского сада», в целях открытости и доступности информации и «Электронная почта», рассматриваемая в сетевом информационно-образовательном пространстве как средство дистанционного общения. Данные формы работы ДОУ способствуют решению основных задач информатизации дошкольного образования :
• создание и внедрение модели единого открытого информационно-образовательного пространства как пути повышения компетентности родителей;
• внедрение дистанционных форм общения педагогов с родителями;
• использование ЦОР в индивидуальной работе с детьми в рамках непрерывного воспитательно-образовательного процесса.
Важно отметить, что информационно-коммуникационные технологии могут использоваться как в воспитательно-образовательной работе педагога, так и в работе ДОУ в целом. На ряду с медиотекой для детей в ДОУ целесообразно создать медиацентр для педагогов. Он может включать в себя следующие позиции:
Педагоги должны осознать необходимость накопления видеоматериала о жизни в группах, о праздниках и развлечениях детей. Библиотека методической литературы преобразуется в медиатеку, происходит накопление и обмен информацией на различных современных носителях. Медиацентр постоянно будет пополняться видеозаписями детских праздников, развлечений, открытых занятий. Просмотр видеозаписей позволяет осуществлять современный, качественный, всесторонний анализ мероприятий, что способствует повышению качества педагогического процесса.
В методической работе дошкольного учреждения ЦОРы (например, мультимедийные презентации) используются на педагогических советах, семинарах, консультациях, при аттестации педагогов, на родительских собраниях.
Это – лишь некоторые из возможностей, которые можно использовать в образовательном процессе, и каждый творческий педагог выберет свою траекторию в данном направлении.
А я хочу завершить свое выступление словами Иоганна Вольфганга Гёте «Недостаточно только получить знания; надо найти им приложение. Недостаточно только желать; надо делать!» Желаю успехов вам, уважаемые коллеги, успехов в применении современных средств обучения.