МААМ-картинки

«Я мастер своего дела». Педагогическое эссе

Кондрашова Наталья Викторовна
«Я мастер своего дела». Педагогическое эссе
▼ Скачать + Заказать документы

«Я мастер своего дела»

Педагогическое эссе педагога-психолога

Кондрашовой Натальи Викторовны муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детского сада комбинированного вида «К О С М О С» города Балашова Саратовской области»

«Именно в детстве происходит посев добра. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими или сорняки зла погубили их. Задача каждого из нас – помочь взойти семенам добра»

(С. Михалков)

Публикация «„Я мастер своего дела“, Педагогическое эссе» размещена в разделах

Я работаю педагогом-психологом в МДОУ «Космос», в сферу моей деятельности входит много обязанностей, но главной целью своей деятельности я считаю, помощь детям, имеющим отклонение в развитии. После окончания института, я сразу стала работать на этой группе, так сказать с «трудными детьми», опыт работы приходил постепенно.

На мой взгляд, коррекция тех или иных нарушений является наиболее востребованной со стороны родителей и педагогов. Часто такая ситуация обуславливается желанием переложить ответственность за свои ошибки на кого-то другого. В своей работе я стараюсь переориентировать родителей и педагогов с поисков виноватого на поиски конструктивного выхода из сложившегося положения. Но главным ориентиром в своей деятельности считаю, защиту прав ребенка, особенно ребенка, имеющего какие-то проблемы в развитии.

На мой взгляд, коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР определяется в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиями жизни и воспитания.

В своей работе акцентирую внимание на коррекцию и развитие

эмоциональной сферы и поведения детей, на развитие потребности в общении. А также в коррекционную работу входят занятия по развитию познавательной сферы в соответствии с результатами диагностики.

На занятиях с детьми постоянно использую пальчиковую гимнастику, так как она имеет непосредственное отношение к развитию потенциальных способностей, памяти, внимания, речи, мышления.

Детям с ЗПР полезны игры-упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности:

- в емкости с крупой (пшеном, рисом или гречкой) прячется какая-нибудь мелкая игрушка, задача ребенка – найти ее и описать, не доставая;

- сортировка смешанных круп по отдельным коробочкам;

- выкладывание фигурок из круп;

- игры с кусочками различных материалов и тканей или мелкими игрушками.

Кроме того, можно играть с различными видами конструкторов, палочками, пазлами, мозаикой, эти виды деятельности детей очень любят, малыши раскрепощаются, им легче удается выражать свои мысли и чувства, удается наладить контакт со сверстниками и педагогами.

Особого внимания требует развитие речевого опосредования действий детей. Мною используются следующие приемы:

- поощрение и поддержка правильных ответов на этапе ориентировки в задании;

- проговаривание вместе с ребенком того, что он будет делать, а также последовательность действий;

- повторение ребенком задания в слух;

- вспомнить и повторить задание после того, как оно выполнено;

- привлечение ребенка в качестве помощника другим детям. С помощью таких на первый взгляд простых приемов ребенку намного легче и проще преодолеть свои речевые проблемы.

Одно из приоритетных мест в работе с детьми с ЗПР занемеют дидактические игры, которые способствуют формированию самоконтроля, освоение сенсорных эталонов и навыков учебной деятельности.

Дидактические игры призваны решать различные коррекционные задачи:

- формирование сотрудничества ребенка со взрослым и овладение способами усвоения общественного опыта;

- развитие ручной моторики;

- сенсорное воспитание;

- развитие мышления;

- развитие речи;

- развитие эмоционально-волевой сферы.

Ценность дидактической игры состоит в том, что сам процесс обучения она делает эмоциональным, при достаточном количестве повторений сохраняется интерес ребенка к заданию. Это особенно важно в работе с детьми с ЗПР.

Большое значение в коррекционной работе имеет совместная деятельность родителей с детьми. Со своей стороны считаю важным умение родителей общаться и играть со своими детьми, так как в этом имеются не малые трудности, родители зачастую не понимают и не принимают своего ребенка. На совместных занятиях мы все вместе учимся играть, общаться. Родители задают вопросы касающихся воспитания детей, эти вопросы мы прорабатываем вместе, на консультациях и родительских собраниях.

Работая в коррекционной группе, я стараюсь уделить внимание каждому ребенку, учитывая индивидуальные особенности и трудности в развитии, пытаюсь помочь родителям услышать своего ребенка, научить помогать ему и любить таким какой он есть. Работая с детьми, я вывела следующую формулу успеха: высокая эмоциональность, дисциплина, креативность, инновационность в работе, любовь к детям. Все это в комплексе, помогает дать детям все то, что я знаю сама.

Я люблю свою работу, за многогранность и необходимость постоянно искать что-то новое именно в сфере профессиональной деятельности во благо развития детей. А ребенок – универсальная развивающиеся личность. Его здоровье, интересы, потребности, право проявлять свое «Я» на том уровне развития, которого он достиг- ценностная основа для ориентации всего образовательного процесса.

Прежде чем говорить о наказании и поощрении детей хотелось бы акцентировать внимание на личностные особенности детей. Ведь темперамент ребенка во многом определяет выбор того или иного вида наказания.

Ориентируясь на темперамент ребенка, можно подобрать наиболее соответствующий ему стиль воспитания.

Меланхолики – одни из самых непростых детей. Они слишком ранимы, и родителям необходимо это учитывать. У меланхоликов часты нервные срывы, они больше других подвержены эмоциональным стрессам, так как любая мелочь расстраивает их и выводит из равновесия. Они быстро утомляются и требуют больших перерывов в деятельности. Сложные игры особенно утомляют детей. Особенно это касается соревнований и различных новшеств. Дети –меланхолики обладают повышенной чувствительностью, ранимостью и обидчивостью, страдают от неуверенности к себе. Они часто плачут. При этом реакция меланхолика на стресс это не агрессия, а уход в себя и свои переживания. Меланхолик предпочитает уединятся и страдает молча. И для такого ребенка любое наказание это целая трагедия, которая может принести вред не только психическому здоровью, но и физическому. А вот поощрение ребенку просто необходимо, оно помогает ребенку повысить свою самооценку и уверенней себя чувствовать в обществе.

Флегматики не склонны к беспричинным капризам. Прежде всего потому, что их нервная система хорошо уравновешенна и их практически не возможно вывести из себя. Даже серьезные проблемы флегматик внешне воспринимает вполне спокойно. Он хорошо переносит трудности. Единственное, что осложняет его жизнь, это необходимость быстро реагировать на изменяющиеся ситуации. Но и это вызывает скорее не каприз а ступор. Представьте, что вы проспали и опаздываете на работу, а вам еще нужно еще отвести вещего малыша в детский сад. Он же делает все, как обычно, когда у вас есть время. Если вы начнете подгонять его, да еще и накричите, ребенок просто не будет знать что делать. В силу темперамента он физически не может действовать быстрее, так что вы требуете от него невозможного.

. Если наказывать такого ребенка за медлительность или за стопор он не поймет и у него ваше поведение вызовет искрение недоумение, и подорвет его доверие к вам.

Сангвиники по своей природе – оптимисты и жизнелюбы. Чаще всего они предпочитают решать конфликтные ситуации миром. Они с удовольствием идут на компромисс, жизнерадостные и оптимистичные, очень общительны. Ребенок-сангвиник обожает новые знакомства и новые места, ему необходимы переменны. Если сангвинику скучно он становится вялым и не может сконцентрироваться на том, что происходит здесь и сейчас. В стрессовой ситуации ребенок- сангвиник будет защищать себя активно, но при этом обдуманно. Сначала убедится, что компромисс невозможен, и только потом ставит вам ультиматум: «Не хочу! Не буду».

Холерики такая же проблема для родителей как и меланхолики, только по другой причине. Проблема – в их крайней неуравновешенности, как нервной как и эмоциональной. Холерики чрезмерно раздражительны, вспыльчивы, их очень легко вывести из терпения. Повышенная возбудимость и быстрота реакций приводят к тому, что многим холерикам-детям свойственно сначала сделать, и только потом подумать, нужно ли било поступать именно так. Если что то их увлекло они действуют очень увлеченно, но быстро утомляются и не могут продолжить начатое. Отсюда резкая смена настроений, резкие перемены интересов, нетерпеливость и неспособность к ожиданию. Нервный спад и общий упадок сил приводит к раздражению, а потом чаще всего вступают в конфликты и наиболее подвержены нервным срывам.

Поощрение подразумевает какое либо действие или нечто ощутимое, что дается ребенку. Это могут быть разрешение заняться любимым делом, планирование увлекательной прогулки или подарок. Поощрение можно использовать как стимулы. Это значит, что поощрение обещает ребенку, если он сделал что-то сейчас. При обучении детей новым навыкам полезно вводить в учебное содержание дополнительную мотивацию, вызывающую их интерес. Например, ребенка старающегося научиться отвинчивать крышку у банки, можно убедить приложить больше усилий, чтобы достать из нее что-то привлекательное. Для детей раннего возраста: ребенка, поздно начинающего ходить, сделав несколько шагов в сторону взрослого, можно обнять и покружить его за это. Поощрение может влиять эффективно на изменение в поведении ребенка в старшем дошкольном возрасте. Так, метод преодоления недержания у старших детей построен на простых поощрениях за успех. Поощрение должно быть осязаемым, например монетка за каждую «сухую» ночь. Можно прикалывать к одежде ребенка звездочки с тем условием, что определенное их число повлечет за собой специальный подарок. (такая система символов будет понятна 5-6 летним детям). Подобная награда подчеркивает успех. Важно, чтобы мотивировка для ребенка служила удовлетворением от «сухой» ночи, а не обещание подарка.

Риск переусердствовать с наградами состоит в том, что взрослые легко попадаются в ловушку вроде: «Вчера ты дала пяточек, когда я пил лекарство, я сегодня тоже хочу». Менее опасный путь убедить ребенка принять горькое лекарство – это подбодрить и похвалить то, как он с этим справился, и закончить какой -нибудь отвлекающей игрой. Малыш усвоит, что и для него самого лучше, когда поощрением является его собственные чувства.

Поощрение хорошего поступка всегда положительно действует на поведение ребенка. Если ребенок поступил правильно, пусть родители не боятся и похвалят его. «Когда мы шли сегодня из детского сада, - рассказывает мама в присутствии дочери отцу, - мне так понравилось, что Верочка у нас не жадная, она дала своей подружки нести свою новую куклу». У ребенка и в дальнейшем появляется желание поступать хорошо.

Правда, не всегда целесообразно выражать поощрение прямо. Есть очень много оттенков поощрения. Иногда незначительный кивок, улыбка, одобряющий жест, прикосновение очень много значат для детей. Бывает, что ребенку достаточно взглянуть на мать, и он уже знает, правильно он себя ведет или допустил ошибку. Такой утонченный контакт порождает обоюдное взаимопонимание, углубляет его, углубляет чувство близости и любви к родителям.

Рассмотрев влияние, поощрение на развитие ребенка перейдем к такой мере воздействия как наказание.

В большинстве случаев наказание – не эффективный метод обучения. Сюда входят все негативные реакции – физическое наказание, устный выговор или обвинение, а также весь спектр взглядов и жестов, ясно говорящих: «Безнадега!» или: «Тупица!» Наказание применительно к контролю за детским поведением дает только негативную информацию: «Не делай так Оно не говорит: «Поступай вот так а не как ты». Наказанный ребенок часто находится в замешательстве – чего же хотели взрослые?

Часто наказание приятно для того от кого оно исходит. Крик на ребенка или шлепок выражает недовольство или раздражение взрослого. Это способ выпустить пар, выразит истинный страх, из-за того что ребенок подвергается опасности, или же отплатить малышу за то, что он «осрамил меня перед всеми». То есть зачастую наказание- это средство для высвобождения чувств взрослых. Но в заботах о детях и в их воспитании много как радостей, так и разочарований, поэтому не реально ожидать, что нам не придется говорить строгих слов или наказывать за проступки. Однако взрослому очень важно помнить, что наказание весьма мало способствует перемене детского поведения. А детям надо знать что разрешено а что опасно. Но кроме того, им надо хорошо знать и что разрешено, что одобряется в их усилиях вписываться в правила взрослых.

Когда наказание неизбежно, лучше, чтобы оно было кратковременным и четко связанным с тем, что сделал ребенок. Это условие особенно важно в период до пяти лет, когда детям свойственно быстро забывать инцидент, между тем как взрослый еще «дымиться». Разумнее всего прервать игру или отобрать любимую игрушку; это следует сделать сразу же после события, а наказание не должно занимать много времени. Для двухлетних это длится несколько минут, когда вы крепко держите малыша, смотрите ему прямо в глаза и говорите что-то в этом роде: «Нельзя кусаться!» Даже дети в возрасте около пяти лет нельзя упрекать и наказывать дольше, чем несколько минут, иначе у них возникают отвращение и замешательство.

С четырехлетними можно использовать и обещание наказания, поскольку ребенок этого возраста помнит дольше. Но у этого способа есть недостатки. С детьми постарше разбираться надо сразу после инцидента, а затем продолжать как с чистого листа. С точки зрения взрослых это не всегда легко, но, право, стоит затраченных усилий.

В воспитании ребенка нужно стремится не к достижению слепого послушания, а к сознательному выполнению распоряжения взрослого. Такое послушание не мешает проявлять инициативу, быть активными, сознательно относиться к событиям окружающей жизни, уметь самостоятельно найти выход из сложившихся обстоятельств.

Одно из эффективных средств влияния взрослых на ребенка – это любовь, ласка и внимание к нему близких. Дети испытывают органическую потребность в любви и ласке. Самые светлые воспоминания детства связанны с ощущением счастья от того, что тебя кто то безгранично любит, заботится о тебе. И, может быть, ребенка, а потом и взрослого человека, от многих опрометчивых поступков удерживает именно это светлое воспоминание, боязнь огорчить человека, доставившего ему столько неповторимой радости. Ребенок должен расти радостным и веселым.

Публикации по теме:

Эссе «Я — мастер своего дела» .

Эссе «Мое педагогическое кредо» Вы знаете, что в музыке прельщает так меня, полёт души и мыслей красота. В ней столько глубины и чистоты, она способна исполнять мечты.

Эссе «Моё педагогическое кредо» С уверенностью могу сказать, что я счастлива. У меня трое прекрасных детей, любимая работа. Получив педагогическое образование, не сазу.

Педагогическое эссе «Я — педагог!» Педагогическое эссе "Я - педагог!" Я — Батаева Ольга Александровна, воспитатель МБДОУ№47, Предгорного района, пос. Пятигорского Ставропольского.

Педагогическое эссе «Миссия педагога» «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Педагогическое эссе музыкального руководителя Педагогическое Эссе Музыкального руководителя высшей категории Мовсесян Э. В. «Задача педагога открыть двери ученику, а не проталкивать.

Педагогическое эссе «Я-Воспитатель!» Педагогическое ЭССЕ. О, сколько их на полях! Но каждый цвете по-своему,- В этом высший подвиг цветка! (Басе) Я-Воспитатель! Взрослый мир.

Педагогическое эссе «Взгляд по-новому» Что же такое школа? И как она живет? Эти вопросы должны волновать современного человека. И я, как учитель, не осталась в стороне от этих.

Педагогическое эссе «Миссия педагога» Самопрезентация Я — педагог, начало пути! Педагогическое эссе на тему «Миссия педагога» Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить.

Эссе «Мое педагогическое кредо» Мое педагогическое кредо. Сочинение – эссе. На свете много профессий все они очень, нужны и интересны. Но, самая, лучшая - воспитатель.

Автор публикации:
«Я мастер своего дела». Педагогическое эссе
Опубликовано: 29 июля 2018 в 13:34
+39Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Я мастер своего дела». Педагогическое эссе» (включая файлы) размещена пользователем Кондрашова Наталья Викторовна (УИ 1593943) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД