Аппазова Севиле
Уголок валеологии в образовательном пространстве группы
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.
Здоровье детей в процессе их развития способно не только сохранятся или наращиваться, но определенным образом строиться и перестраиваться. Поэтому в валеологии наиболее актуальной является задача развития у детей осознанной потребности в здоровье и становлении практических навыков ведения здорового образа жизни. В связи с этим актуальной становиться проблема формирования валеологической культуры дошкольников.
Публикация «Уголок валеологии в образовательном пространстве группы» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Осанка. Конспекты занятий
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Темочки
В последнее время уровень здоровья детей стал значительно снижаться. Увеличилось количество детей с врожденными патологиями, с физическими отклонениями, рост простудных и инфекционных заболеваний. Такие ухудшения здоровья происходят по ряду причин: упадок моральных устоев семьи (разводы, алкоголизм, наркомания, убийства и т. д.); снижение социального благополучия (малообеспеченные семьи, неполные семьи, безработица, проблемы с жильем и т. д.); плохая экология (загрязнения почвы, воды, воздуха, уничтожение зеленого пояса, испытание разного вида оружия в военных и мирных целях и т. д.).
Давая знания детям о здоровье, здоровом образе жизни, оберегая их от эмоционального или физического перенапряжения, а также качественно выстроив сеть занятий по валеологии можно добиться у детей желание вести здоровый образ жизни.
Воспитать здорового и полноценного человека – самая главная задача общества. Валеология – это наука о здоровье. Качественно разработанные занятия по валеологии в детском саду помогут в будущем ребенку поддерживать свое здоровье, не попасть в опасные ситуации. Дети на занятиях по валеологии расширяют свои представления о своем организме, о здоровье, о ситуациях опасных для здоровья и жизни, приобретают навыки личной гигиены, речевого общения, культуры досуга. Ребенок учится относиться к другим как к самому себе.
Мероприятия, проводимые в детском саду для укрепления здоровья детей:
1. Соблюдение личной гигиены.
2. Рациональное питание.
3. Закаливающие процедуры: воздушные и солнечные ванны, босохождение, солевая и массажная дорожка, контрастные ванны для ног, соблюдение температурного и водного режима, проветривание помещений, прогулка, дыхательная гимнастика, точечный массаж.
4. Соблюдение режима дня.
5. Витаминизация (витамин С, напитки из трав и ягод).
6. Профилактика простудных заболеваний
7. Очистка воздуха от пыли и микроорганизмов люстрой Чижевского.
8. Создание условий для двигательной активности.
9. Утренняя гимнастика, физкультурные занятия.
10. Оптимальное сочетание занятий и отдыха.
Факторы, обеспечивающие сохранение и укрепление детей:
-соблюдение режима дня;
-рациональное питание и режим питания;
-пребывание на воздухе;
-закаливание;
-двигательная активность;
- соблюдение санитарно - гигиенических норм и правил.
-психологическая безопасность детей в ДОУ
Задачи валеологического воспитания :
1. Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к ЗОЖ.
2. Накопление знаний о здоровье.
3. Становление валеологической компетентности ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской и психологической помощи.
Задачи валеологического воспитания должны решаться во всех видах детской деятельности: игровая, трудовая и др.
Все эти задачи мы решаем при помощи методов:
Методы:
• -словесные (беседы, чтение, рассказывание о здоровом образе жизни,
• -наглядные (рассматривание иллюстраций, картин, плакатов,
• - практические (просмотр мультипликационных фильмов о ЗОЖ;
упражнения и игры, развивающие представление ребенка о себе и др.)
Формы организации детей:
• НОД;
• экскурсии;
• наблюдения;
• дидактические игры;
• чтение художественной литературы;
• сюжетно-ролевые игры;
• простейшие опыты;
• самостоятельное наблюдение;
• индивидуальным занятиям в уголках здоровья.
• закаливание,
• физическая культура,
• релаксация,
• физкультминутки,
• рациональное и полноценное питание,
• личная гигиена,
• использование народных средств,
• активный труд,
• рациональный отдых,
• прогулки на свежем воздухе.
Невозможно развить ребенка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание предметно-пространственной среды в группе. В первую очередь детям нужна наглядность, которая предлагается им через организацию валеологических зон, уголков или центров.
Задачи валеологического уголка :
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- формировать осознанное отношение к своему здоровью;
- знакомить детей со строением человеческого организма;
- формировать навыки и соблюдать правила личной гигиены;
- формировать гармоничную личность.
Три составляющие валеологического уголка :
- питание
- гигиенические навыки
- физическая культура (спорт)
Итак, первая составляющая – питание:
Во время приема пищи используется художественное слово: стихи, потешки, пословицы. Примерные пословицы, используемые во время приема пищи:
- Хорошее питание - основа здоровья.
-Пища - основа жизни.
- Разумно есть – долго жить.
Представляю некоторые дидактические и подвижные игры по воспитанию культуры питания
Цель: Привитие культуры питания.
-«Полезно – вредно»
-«Вместе - отдельно»
-«Чудесный мешочек»
-«Что можно приготовить из этих продуктов?»
- «Что, где растет?»
- «Соберем урожай»
-«Волшебная кастрюля»
-«Витаминная азбука»
- «Аскорбинка и ее друзья» и т. д.
Игры для детей от 3 до 7 лет
Цель: закрепление знаний о полезных и вредных продуктах.
- Детям 3-4 лет раздают карточки с изображением продуктов питания (до 4-5 наименований). Они должны разложить их на панно, разделенное на 2 части. В первую часть- зеленого цвета раскладываются полезные продукты, в другую - красную раскладываются вредные продукты. Игра проводится после беседы.
-Детям 4 лет даются картинки с изображением 5-8 наименований продуктов питания. Картинки висят на веревочке, на шее. Дети двигаются по участку (бегают, ходят, прыгают, на сигнал «стой» останавливаются и распределяются на ту часть участка, которая соответствует картинке (полезное зеленый шнур, вредное - красный шнур)
- Дети 5-7 лет выполняют те же задачи, но выстраиваются в колонны в соответствии с цветом флажка: к зеленому - полезные продукты, к красному – вредные.
Вторая составляющая валеологического уголка - гигиенические навыки.
- Схема, как правильно чистить зубы.
-Таблица, как правильно мыть руки.
- Дидактические игры: «Вымоем куклу», «Подбери картинки», «Правила гигиены», «Сделаем куклам разные прически», «Таня простудилась» и др.
- Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Скорая помощь», «Больница» и др.
-Также здесь имеется «Сундучок чистюли», в нем лежат: зубная щетка, зубная паста, расческа, шампунь, мыло (жидкое, кусковое, платки (бумажные, тканевые, влажные салфетки, диски ватные, ватные палочки.
Третья составляющая уголка - физическая культура
- Дидактические игры «Спорт», «Команда чемпионов», и т. д.
-Картотеки игр (подвижные, пальчиковые).
- физкультминутки.
- картотеки: утренней гимнастики, гимнастики после сна, зрительной гимнастики, дыхательной гимнастики.
- Папка «Строение тела»
- Самомассаж (дорожки здоровья, массажные варежки).
-массаж (мячики - ежики).
В уголке представляется наглядная информация о спорте: сюжетные картинки в соответствии с возрастом детей. Так же здесь расположен спортивно-игровой инвентарь: корзина для метания предметов, разноцветные ленты, мячи простые и массажные, комплект разноцветных кеглей и шаров, скакалки, флажки, платочки. Дети с большим интересом и желанием пользуются данным оборудованием в свободное время.
Для организации подвижных игр в уголке размещаются маски, полумаски и шапочки различных сказочных героев.
Он оснащается разного вида массажными ковриками, массажной варежкой, диском здоровья, стопой и рукой с шипами, ковриком с шипами, ковриками, сделанными своими руками: из пуговиц, коврик с применением карандашей и бигудей – детям нравится ходить по ним + массаж стопы ног, и развития координации движений.
Для развития дыхания и увеличения объема легких используются султанчики и вертушки, мыльные пузыри, воздушные шары, игры, сделанные своими руками: «Ураган в бутылке», «Тучки, солнышко».
Появившиеся в дошкольном возрасте нарушения осанки, могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Чтобы избежать этого должны осуществляться профилактические мероприятия, способствующие правильному развитию организма. В течение всего дня пребывания детей в детском саду необходимо следить за тем, чтобы они правильно сидели во время еды, занятий, отдыха. Причём, чтобы сформировать красивое и здоровое тело, не только показываем, но и рассказываем, как правильно сидеть. В этом может помочь плакат «Правильная осанка».
Также в валеологическом уголке находится информация по уходу за зубами: алгоритмы чистки зубов, полезная пища для зубов, дидактические игры, к примеру «Зуб – неболей-ка».
-«Валеология»
- Игры-пазлы
Тематические словари:
-гигиена и здоровье,
-я и моя безопасность,
-я и мое тело.
Дидактические карточки:
-Азбука здоровья,
- Как устроен человек.
Картотеки валеологических игр.
Так же предлагаются детям комплексы утренней гимнастики, спортивные упражнения для занятий дома, в детском саду. В центре представляются атрибуты для игр, в которых ребёнок может закрепить правила гигиены, взаимодействие со сверстниками в проблемных и бытовых ситуациях.
Организуются экскурсии в медицинский кабинет.
Проводятся беседы с детьми о необходимости соблюдения режима дня, о важности двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.
Самая лучшая валеологическая программа не сможет дать положительных результатов, если её задачи не решаются совместно с семьёй, если в ДОУ не создано сообщество «дети – родители – педагоги».
Задачи:
• Установление доверительно-делового контакта с родителями;
• Повышение педагогической культуры родителей;
• Пропаганда ЗОЖ;
• Изучение, внедрение, распространение передового опыта семейного воспитания.
Формы работы с родителями:
1. Общие родительские собрания;
2. Дни открытых дверей с возможностью просмотра занятий, знакомством с организацией питания, различных форм физкультурно-оздоровительной работы;
3. Телефон доверия;
4. Проведение совместных мероприятий: - спортивных олимпиад, физкультурных досугов, праздников, дней здоровья; - вечеров развлечений; - дней именинника; - витаминных и чайных столов;
5. Создание библиотеки для родителей в кабинете методиста;
6. Проведение консультаций врача, психолога, логопеда, инструктора по физкультуре;
7. Организация выставок «Одежда и здоровье детей», «Мир глазами детей» и др.
В течение года рекомендуется проводить мониторинг с целью установления преемственности в семейном и общественном воспитании.
Эффективность работы по комплексному подходу в организации ЗОЖ ребё нка может быть определена следующими показателями:
1. Снижение заболеваемости.
2. Рост уровня физического и психического здоровья.
3. Повышение двигательной активности детей.
4. Динамика показателей физической подготовленности дошкольников.
5. Сознательное отношение детей к собственному здоровью и использование доступных способов его укрепления.
6. Общая подготовленность к обучению в школе.
7. Сотрудничество ДОУ с родителями в вопросе организации здорового образа жизни.
Таким образом, все воспитательно - оздоровительные мероприятия позволяют выработать отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Такая приспособленность проявляется в устойчивости к экстремальным условиям, невосприимчивости организма ребенка к различным болезнетворным факторам - словом учит вести здоровый образ жизни с детства