Ольга Азовская
Коммуникативные игры как средство развития социально-адаптированной личности
▼ Скачать + Заказать документы
«Коммуникативные игры как средство развития социально-адаптированной личности»
Автор: Азовская Ольга Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории, ГБДОУ № 64, Невского района Санкт-Петербурга.
Тема коммуникации выбрана не случайно. В ходе наблюдения за детьми, многие педагоги приходят к выводу, что эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений очень высока. Родители, делая упор на интеллектуальное развитие ребенка, не придают серьезного значения детским ссорам и не задумываются о развитии навыков общения. А это фундамент взаимоотношений ребенка с миром.
Публикация «Коммуникативные игры как средство развития социально-адаптированной личности» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В данной статье я поделюсь опытом успешной работы с детьми и родителями направленной на социализацию и развитие коммуникативных навыков дошкольников.
Для плодотворной работы и получения положительного результата, необходимо вести взаимодействие со всеми специалистами Д. О. У. так как это является неотъемлемым звеном в успешном развитии и воспитании дошкольников :
-педагог-психолог,
-инструктор физической культуры,
-музыкальный руководитель.
Вовремя определить проблемы в отношениях ребенка со сверстниками и помочь преодолеть их – наша важнейшая задача.
Актуальность проблемы общения детей перекликается с требованиями «Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования», где социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие неразрывно связаны.
Для успешного развития социально-коммуникативных навыков и обеспечения психофизического благополучия детей можно использовать различные коммуникативные игры.
Игры направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения, умение вести диалог с собеседником, на сплочение коллектива.
Использование коммуникативных игр имеет определенные цели и задачи:
-развитие чувства единства, сплоченности, умения действовать в коллективе.
-развитие умения решать конфликтные ситуации и преодолевать конфликты в общении друг с другом.
-формирование умений устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и адекватно выражать свои эмоции.
-создание благоприятной атмосферы и эмоциональной близости в свободном общении.
Коммуникативные игры дают возможность всестороннего развития личности ребенка и предполагают использование разнообразных современных технологий.
-технология интеграции
-технология развивающего обучения
-проблемно-игровая технология
-социо-игровая технология
-технология сотрудничества
-мнемотехника
-личностно-ориентированная технология
-технология диалогового сотрудничества
-технология Т. Р. И. З.
-здоровьесберегающие технологии
Дети дошкольного возраста, лучше воспринимают язык визуальных образов, однако, среди детей есть не только визуалы, но также аудиалы и кинестеты и широкий спектр педагогических технологий обеспечивает задействование всех трех каналов восприятия.
Среди методов, которые используются в процессе взаимодействия, можно выделить традиционные и инновационные. Но даже если мы говорим об использовании традиционных методов – таких, как, например, наглядность, то нужно обращаться с ними так, чтобы они наиболее полно погружали ребенка в игровую ситуацию.
Коммуникативные игры-универсальны, их можно использовать во всех видах деятельности, например:
-в режимных моментах,
-на любом этапе Н. О. Д,
-для решения конфликтных ситуаций,
-во время прогулки.
Выбор игр велик:
-игры-мирилки,
-игры-приветствия,
-хороводные-игры,
-игры на развитие партнерства,
-игры-соревнования,
-игры на поиск пары,
-театрализованные игры,
-игры-пантомимы,
-игры-интервью,
-игры-ситуации
-игры-соревнования и многие другие.
-творческие коммуникативные игры.
Выбор игры зависит от темы и задач деятельности.
Дети учатся взаимодействовать в разных видах деятельности, под руководством педагога и самостоятельно.
Творческие игры по рисованию, театрализованные игры, «Волшебные игры феи Бусинки» - помогают решать множество задач.
Хорошее влияние на развитие сплоченности оказывают игры с выражением положительных чувств и игры на нахождение пары.
Такие игры, как «Закорючка», «Кто позвал тебя» помогают успокоить возбужденных детей или организовать их перед началом образовательной деятельности.
Есть замечательная возможность помирить детей путем организации совместной экспериментальной деятельности. Например, провести опыт и изготовить «снег дружбы», слепить из снега «примирительный пирог» на прогулке. Можно проверить карманы на наличие опасных предметов, путем создания коллажа «Сокровища карманов» – выставка до вечера находится в группе, вечером дети уносят предметы домой, а с родителями проводится беседа о безопасности.
Новизна заключается в том, чтобы игра стала не только средством развлечения и обучения детей, но также:
-способствовала сплочению детского коллектива,
-давала возможность для самореализации и раскрытия творческого потенциала детей.
-помогала создать условия для плодотворного сотрудничества с семьями.
Развитие личностных компетенций невозможно без взаимодействия с семьей.
Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения.
Новые формы взаимодействия педагога с родителями предполагают диалог, установление «обратной связи». Такую связь мы получаем:
• Вовлекая родителей в каждодневный процесс (родители видят и знают, чем занимались дети);
• Организовывая тематические мастер-классы;
• Приглашая на досуговые музыкально-игровые праздники;
• Разыгрывая мини-театры для детей/родителей.
В мастер-классах охотно принимают участие мамы, папы и даже бабушки. Иногда организаторами являются сами родители. Например:
Задача: для театрализованной игры нужны помпоны.
Решение: одна из мам владеет техникой, она проводит показ и педагог вместе с родителями изготавливают атрибуты для игры)
Также традицией группы могут стать ежемесячные музыкально театрализованные или игровые встречи.
На таких мероприятиях можно поиграть в коммуникативные игры, устроить шуточные состязания.
Организовать коммуникативные танцы, театрализованные экспромты.
Родители, на время погружаясь в детство получат массу положительных эмоций.
Наблюдая за работой педагогов с детьми, родители сами становятся полноценными участниками процесса.
Изначальное недоверие, сомнение, со временем сменятся желанием активно участвовать в играх
Совместные мероприятия основанные на коммуникативных играх, нужно построить по схеме «воспитатель-ребенок-родители», это помогает обогатить взаимоотношения семьи с дошкольным учреждением.
В ходе таких взаимодействий родители имеют возможность:
-взаимодействовать со своими детьми,
-чувствовать детей своими партнёрами,
-видеть возможности своих детей
Это помогает создать в группе, атмосферу творческого общения, взаимопонимания и опору для эффективного взаимодействия.
Со стороны родителей появится интерес к жизни группы, исчезнут претензии. Все вопросы будут решаться в доверительном тоне.
Результатом внедрения коммуникативных игр, станет положительная динамика в реализации поставленных задач. Дети будут внимательнее друг к другу, увереннее в себе. Сократится количество конфликтов.
Все выводы делаются исходя из наблюдений в ходе общения и анализа детских работ.
Свою статью хочется закончить словами Василия Александровича Сухомлинского:
«Нет детей неспособных, трудных, злых,-есть те, кого в раннем возрасте неправильно воспитали, не дали достаточное количество любви…»