Седова Наталья Владимировна
«Обитатели рек, озёр и прудов МО». Конспект комплексного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия по познавательному развитию: "Обитатели рек, озёр и прудов Московской области" в подготовительной комбинированной группе «Ромашка».
Описание материала: данная работа проводилась в рамках работы над проектом: «Путешествие вместе с Рысёнком по страницам Красной книги Подмосковья» в блоке: «Природа нашего края» и служит для закрепления лексических тем: "Рыбы", " Обитатели рек, озёр и прудов Красной книги Московской области", развития мелкой моторики рук, художественного воображения и эстетического вкуса, фантазии и творческого потенциала у детей в д/с.
Цель: обогащение знаний детей о рыбах, обитающих в Московской области и занесенных Красную книгу Подмосковья.
Задачи:
- формировать экологическую культуру детей, прививать любовь к рыбам, желание им помочь;
- воспитывать усидчивость и аккуратность;
- воспитывать бережное отношение к рыбам;
- познакомить с особенностями создания изображения в технике «пуантилизм»;
- развивать творческий потенциал детей;
- воспитывать усидчивость в работе, эстетическое восприятие;
Активизация словаря: водоёмы, ихтиофауна,возвышенности, низина, пресноводные рыбы, подкаменщик, стоки.
Предварительная работа: Рассматривание энциклопедий «Красная книга Подмосковья», «Красная книга России»; чтение рассказов, сказок, загадок, стихов о рыбах;
Материалы и оборудование: презентация, интерактивная панель, «Красная книга Подмосковья», мягкая игрушка «Рысёнок», альбомный лист, простой карандаш, гуашь, акварель, кисточки, баночки для воды, ножницы, ватные палочки.
Ход НОД:
Организационный момент.
«Доброе утро лесам и полям!»
Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)
Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)
Доброе утро, родной детский сад!
Видеть друзей своих очень я рад! (поворачиваются лицом в круг и хлопают в ладоши)
Ребята, давайте жить дружно!
Ход НОД:
Воспитатель: - Ребята, мы продолжаем работу над проектом «Красная книга Подмосковья», как всегда, помогает нам, Рысёнок.
-Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, о чём мы сегодня с вами поговорим.
В воде озорница
Играет, резвится,
Блестит чешуей:
Поплыли со мной!
Ответы детей: рыбы
-Правильно, сегодня мы поговорим о рыбах, которые занесены в Красную книгу. Почему исчезают и вымирают рыбы, в чем причины их исчезновения? Все это мы узнаем, посмотрев презентацию: "Обитатели рек, озёр и прудов Московской области".
Слайд №1
"Обитатели рек, озёр и прудов Московской области".
Слайд №2
Все водоемы Московской области относятся к бассейну р. Волга. Большую часть области занимает бассейн р. Москва, ихтиофауна которого насчитывает около 40 видов, в границах Московской области протекало около 400 рек длиной более 10 километров. Спокойное, не слишком быстрое течение.
Слайд №3
Густая сеть рек и озер покрывает Московскую область. Протекая по полям и лесам, по возвышенностям и низинам, реки придают нашему Подмосковью живописный вид.
Слайд №4
Три представителя ихтиофауны занесены в красную книгу РФ и Московской области: европейский хариус, быстрянка и обыкновенный подкаменщик. Ихтиофауна - совокупность рыб какого либо водоема, бассейна Московской области.
Слайд №5
КРАСНАЯ КНИГА ПОДМОСКОВЬЯ, в московских реках, озерах и прудах водятся 16 видов рыб, занесенных в Красную книгу России. Это стерлядь, подуст волжскии, елец, голавль, язь, красноперка, жерех, гольян обыкновенныи, линь, карась золотои, голец усатыи, вьюн обыкновенныи, сом, налим, ерш обыкновенныи и подкаменщик русскии.
Слайд №6
Быстрянка – не крупная рыба, в длину она не превышает 10 сантиметров, зато внешне она очень привлекательна. Окрас на спине зеленовато-бурый. Все нижние плавники серые, а у основания они имеют желтизну. Русская быстрянка — пресноводная, преимущественно речная рыба. Предпочитает прохладную хорошо аэрируемую воду, придерживается участков с быстрым течением. Питается преимущественно нитчатыми водорослями, личинками и взрослыми насекомыми. В настоящее время довольно многочисленна в р. Протве, а последние 100 лет численность быстрянки сильно сократилась.
Слайд №7
В ближайшем будущем русская быстрянка, как подвид обыкновенной быстрянки может и вовсе исчезнуть. Причиной столь неутешительной тенденции стало активное строительство гидроэлектростанций и загрязнение вод органическими отходами, которые делают многие реки России непригодными для обитания этой рыбы.
Слайд №8
Подкаменщик обыкновенный — является обитателем чистых пресных вод. Он встречается в небольших реках или прозрачных озерцах. Выбирает каменистое дно. Водоемы, где обитает обыкновенный подкаменщик, отличаются небольшой глубиной. Это рыба-одиночка, которую практически никогда не встретить даже небольшими стайками. Их излюбленными местами обитания являются подкаменные пространства. Имеет сравнительно большую голову, которая несколько шире самого туловища. Отличается большим ртом и массивными губами, а также большими глазами, с красным оттенком. Предпочтение рыбки отдают чистым озерам, стремительным рекам, а также небольшим ручейкам, где наблюдается быстрое течение. Этот вид рыбы, которая предпочитает чистые водоемы с большим содержанием кислорода, плохо адаптируется к жаре и загрязнению воды. Из-за того, что реки загрязняются большими темпами, уменьшается и численность подкаменщика.
Слайд №9
Хариус – красивая и очень бойкая рыба. Бока светлосерые, брюшко серебристое, спинка тёмно-зеленоватая с чёрными пятнышками. Плавники бывают и желтоватыми, и красноватыми. Красив его большой спинной плавник, с небольшими чёрными пятнышками. Хариус собирается небольшими стайками. Держится ниже и выше быстрин, перекатов, укрываясь за грядами и камнями; излюбленные места его – на изгибе реки, у выступающего мыса. Утром держится на мелких местах. Среди дня летом избирает для своих стоянок середину реки на самом перекате или быстрой струе, к вечеру подходит к берегам. Глубоких и тихих плесов реки избегает.
Слайд№10
Загрязнение малых рек и ручьев промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми стоками ведет к вымиранию некоторых видов рыб.
Рекомендации по сохранению редких рыб.
Охрана рек и ручьев от загрязнения.
Реализация комплексных мероприятий по восстановлению малых рек и ручьев.
Воспитатель: сегодня мы нарисуем забавную рыбку: "Бычка - подкаменщика" в технике «Пуантилизм».
1. На альбомном листе по трафарету простым карандашом рисуем контур рыбы.
2. Дорисовываем рыбке плавники, жабры, глаза, рот и т. д.
3. Раскрашиваем рыбу акварелью.
4. Обводим контур рыбки ватной палочкой и гуашью, с помощью точек выделяя чешуйки, плавники и т. д.
Заполняем туловище рыбки точками желтого, оранжевого, красного цвета.
5. По желанию детей можно нарисовать воду, водоросли, камешки.
А можно вырезать рыбку по контуру.
Рефлексия:
Воспитатель: Вы замечательно справились с рисованием рыбки. Как называется техника рисования точками? Какие инструменты нам в этом помогали?
Наша краснокнижная рыбка: "Подкаменщик обыкновенный" готова!
Давайте будем охранять и беречь природу!