МААМ-картинки

Изучение познавательного интереса младших школьников с задержкой психического развития на уроках русского языка

Ольга Кириллова
Изучение познавательного интереса младших школьников с задержкой психического развития на уроках русского языка

Постулат. 2017. №10 ISSN 2414-4487

УДК 376

Аннотация В статье представлены результаты изучения познавательного интереса младших школьников с задержкой психического развития в процессе обучения русскому языку. Обращается внимание на необходимость систематической целенаправленной коррекционной работы по развитию познавательных интересов на уроках русского языка. Ключевые слова: познавательный интерес, младшие школьники, задержка психического развития, обучение русскому языку.

Публикация «Изучение познавательного интереса младших школьников с задержкой психического развития на уроках русского языка» размещена в разделах

Интерес признается многими авторами одним из значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо на создание атмосферы обучения и интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. Процесс обучения в школе является главным и решающим источником систематического воздействия на ученика, на его мысли и чувства, мотивы поведения и учения, сферу мышления, психических состояний и свойств личности. Именно поэтому в процессе обучения зарождаются и развиваются познавательные интересы и потребности, формируется мотивационная сфера и система познавательных ценностей [5].

Многочисленные исследования Г. И. Щукиной и Т. А. Куликовой доказали, что познавательный интерес не является присущим человеку от рождения, а складывается на протяжении всей жизни человека, формируется в социальных условиях его существования [1]. По мнению Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, А. К. Марковой, С. Л. Рубинштейна, познавательный интерес - это мотив, лежащий в основе учебной деятельности, придающий ей творческий, устремленный характер. В. А. Сластнин рассматривал познавательный интерес как внутреннюю движущую силу учения, проявляющуюся в целенаправленном состоянии школьника, обусловленном знаниями, умениями, опытом творческой деятельности, характеризующуюся потребностью в знаниях, готовностью к активному познанию как деятельность, приносящая удовлетворение [4, 6]. Ю. К. Бабанский утверждал, что познавательный интерес выступает в основном как средство обучения. Н. Г. Морозова познавательными называет интересы, направленные на процесс учебного познания и на его результаты [2]. Исследования А. П. Архиповой, Н. А. Беляевой, Л. И. Божович показали, что подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как он способствует формированию глубоких и прочных знаний, развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей, создает более благополучный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов [2]. Младший школьный возраст - это тот период, когда происходит развитие школьной мотивации, от которой зависит уровень и содержание познавательных интересов, что выражается в стремлении ребенка проявлять интеллектуальную активность, преодолевать возникающие в процессе познания трудности, в формировании новой высшей потребности - учиться. В связи с этим появляется интерес к школе и к учению [3]. Категория детей с задержкой психического развития характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, преобладании игровых мотивов над учебными. В процессе обучения у них отмечаются затруднения в изучении и усвоении всего программного материала [7]. В связи с этим представляется актуальным изучения развития познавательного интереса младших школьников с задержкой психического развития на уроках русского языка. В исследовании, которое проводилось на базе ОГАОУ «Центр образования «Ступени» для детей с ограниченными возможностями здоровья (г. Биробиджан, приняли участие 10 школьников с задержкой психического развития 3 класса.

Для выявления показателя развития интереса к содержанию и процессу обучения была использована модифицированная методика М. В. Матюхиной «Перечень любимых занятий» (адаптированная к учебному предмету «Русский язык»). Перечень предлагаемых занятий был составлен таким образом, что число занятий, связанных с содержательной стороной учебной деятельности соответствовало пунктам 1, 10 (интерес к занимательности); 9, 11 (интерес к сути фактов); 4, 7 (интерес к сути явлений) и являлось тождественным числу занятий, отражающих процессуальную сторону обучения - пункты 3, 6, (интерес к процессу действий); 2, 12 (поисково-исполнительский интерес); 5, 8 (творческий интерес). Испытуемым в индивидуальном порядке предъявлялся бланк с перечнем занятий, выполняемых на уроках русского языка, из которых надо выбрать четыре самые любимые. Список занятий. 1. Слушать, когда учитель приводит интересные примеры на уроках русского языка. 2. Делать выводы с помощью учителя на уроках русского языка. 3. Самостоятельно выполнять упражнения по русскому языку. 4. Узнавать лексическое значение слов в русском языке. 5. Самому составлять задания по русскому языку. 6. Составлять самостоятельно сообщения на определнную тему по русскому языку. 7. Узнавать о правилах правописания слов в русском языке. 8. Самому составлять схемы к определнному заданию. 9. Узнавать о происхождении редких и устаревших слов русского языка. 10. Слушать, когда учитель рассказывает что–то необычное. 11. Узнавать о пословицах и поговорках в русском языке. 12. Делать самому выводы на уроках русского языка. На основе выбора любимых занятий определялся характер интересов младших школьников с задержкой психического развития содержательной и процессуальной стороной учения. Процент по показателю высчитывался по следующей формуле: количество вопросов х 100 количество выбранных ответов Анализ данных показал, что наибольший интерес учащиеся проявили к занимательности, что составило 58 % (14 из 24, выбравшие 1 и 10 пункты из списка занятий, и к отдельным фактам - 45 % (11 из 24, отметившие пункты 9 и 11. В меньшей степени был проявлен интерес к сути явлений - 41% (10 из 24, что соответствует пунктам занятий 4 и 7. Наименьший интерес учащиеся данной категории проявили к процессу действий, что составило 12,5 % (3 из 24, осуществив выбор пунктов 3 и 6, поисково-исполнительский интерес отмечен у 8,3 % учеников (2 из 24, которые выбрали пункт 2, однако не указав пункт 12. Занятия, относящиеся к творческому интересу не были зафиксированы.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что на уроках русского языка у младших школьников с задержкой психического развития преобладает познавательный интерес к содержательной стороне обучения, так как для них особенно привлекательными являются интерес к занимательности, отдельным фактам и сути явлений. Задания, вызывающие интерес к процессу действий, самостоятельного творческого и исследовательского уровня, относящиеся к процессуальной стороне обучения, менее привлекательны для учащихся данной категории, потому что вызывают трудности, связанные с задержкой развития всех психических процессов, а также с затруднениями самостоятельно осуществлять поиск решения какого-либо задания без направляющей помощи педагога. Для выявления преобладающего типа познавательного интереса младших школьников с задержкой психического развития была использована методика А. К. Дусавицкого «Непроизвольное запоминание». Испытуемым в индивидуальном порядке предъявлялся текст рассказа, который сконструирован из разных по содержанию частей: первая часть остросюжетная, развлекательного типа, во второй части речь идет о том, как в лингвистике изучают происхождение слов, и она полностью лишена внешней занимательности, в третьей части рассказа сообщался конкретный научный факт, соответствующий теоретическому материалу. Перед чтением текста ставилась цель - запомнить и пересказать то, что больше всего понравилось. Если испытуемый лучше запомнил первую часть - у него интерес развлекательного типа, интерес - занимательность. Успешное запоминание второй части свидетельствовало о наличии познавательного интереса к теоретическому материалу. Запоминание третьей части тоже свидетельствовало о познавательном интересе, но это интерес к результату деятельности. Результаты данной методики выявили, что 2 испытуемых (20 %, лучше всего запомнили первую часть текста, что свидетельствует о развлекательном или занимательном типе интереса, остальные 8 учащихся (80%, лучше запомнили третью часть текста, что соответствует интересу к результату деятельности. Наиболее сложным для запоминания оказалось содержание второй части текста, что указало на отсутствие познавательного интереса к теоретическому материалу у младших школьников с задержкой психического развития. С целью определения уровня сформированности учебнопознавательного интереса младших школьников с задержкой психического развития была использована модифицированная методика Г. Ю. Ксензовой «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» (адаптированная к учебному предмету «Русский язык»). Данная методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отношение младших школьников к учебным задачам и выраженность их учебно-познавательного интереса

Учителем были отмечены наиболее характерные особенности поведения каждого ученика при решении учебных задач на уроках русского языка и в соответствии с общими показателями и дополнительными диагностическими признаками были определены критерии, на основании которых определен уровень сформированности учебно-познавательного интереса. 1. Критерий «отсутствие интереса» : 1-2 балла общий показатель оценки поведения: интерес практически не обнаруживается, исключение составляет реакция на яркий, смешной, забавный материал - 1 балл; дополнительный диагностический признак: безразличное или негативное отношение к решению любых учебных задач - 0 баллов, более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые - 1 балл. 2. Критерий «реакция на новизну» : 3-4 балла общий показатель оценки поведения: интерес возникает лишь к новому материалу, касающемуся конкретных фактов, но не теории - 2 балла; дополнительный диагностический признак: оживляется, задат вопросы о новом фактическом материале - 1 балл; включается в выполнение задания, связанного с ним, но длительной устойчивой активности не проявляет - 1 балл. 3. Критерий «любопытство» : 5-6 баллов общий показатель оценки поведения: интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения - 3 балла; дополнительный диагностический признак: проявляет интерес и задает вопросы достаточно часто - 2 балла, включается в выполнение задания, но интерес быстро иссякает - 1 балл; 4. Критерий «ситуативный учебный интерес» : 7-8 баллов общий показатель оценки поведения: интерес возникает к способам решения новой частной единичной задачи (но не к системам задач) - 4 балла; дополнительный диагностический признак: включается в процесс решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца - 3 балла; после решения задачи интерес исчерпывается - 1 балл. 5. Критерий «устойчивый учебно-познавательный интерес» : 9-10 баллов общий показатель оценки поведения: интерес возникает к общему способу решения задачи, но не выходит за пределы изучаемого материала - 5 баллов; дополнительный диагностический признак: работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу - 4 балла, охотно включается в процесс выполнения заданий - 1 балл; 6.

Критерий «обобщенный учебно-познавательный интерес» : 11-12 баллов общий показатель оценки поведения: интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала, ориентируется на общие способы решения задач - 6 баллов; дополнительный диагностический признак: интерес - постоянная характеристика, проявляется выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительную информацию - 5 баллов, имеется мотивированная избирательность интересов - 1 балл. По сумме баллов критериев оценки поведения в процессе выполнения учебных заданий по русскому языку определился уровень : низкий уровень: 1 - 4 балла; средний уровень: 5 - 8 баллов; высокий уровень: 9 - 12 баллов. Полученные данные позволили определить, что у 7 учащихся, что составляет 70 %, учебно-познавательный интерес находится на низком уровне развития. Из них у двоих учеников (20 %, набравших по 2 балла, интерес к выполнению заданий практически не обнаруживается. У них проявляется негативное отношение к решению любых учебных задач, а исключение составляет лишь реакция на яркий, смешной и забавный материал. У 5 школьников - 50 %, набравших по 4 балла, возникает интерес лишь к новому материалу, касающемуся конкретных фактов, но не теории. Они включаются в выполнение задания, однако, длительной устойчивой активности не проявляют. У троих младших школьников учебно-познавательный интерес находится на среднем уровне развития, что составляет 30 %. Из них у двоих учащихся, набравших по 6 баллов, интерес-любопытство возникает к новому материалу, но не к способам решения. Они включаются в выполнение задания, задают вопросы, но интерес быстро иссякает. У одного учащегося наблюдается ситуативный учебный интерес, который возникает к способам решения новой частной единичной задачи, но не к системам задач. Он включается в процесс выполнения заданий, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца, но после решения задачи интерес исчерпывается. Высокого уровня устойчивого и обобщенного учебно-познавательного интереса, характеризующегося длительным и устойчивым выполнением заданий с применением творческих способов решения задач, не выявлено. Результаты проведенной методики показали, что учебнопознавательный интерес у большинства младших школьников с задержкой психического развития находится на низком уровне и в меньшей степени соответствует среднему уровню развития. Таким образом, познавательный интерес младших школьников с задержкой психического развития на уроках русского языка у большинства обучающихся выражен к содержанию, чем к процессу обучения. Особенно приемлемыми для них явилась занимательность и отдельные факты, в меньшей степени - суть явлений. Лишь некоторые учащиеся проявили незначительный интерес к заданиям процессуального и поисково исполнительского направления. Задания творческого и исследовательского уровня не были привлекательны для данной категории обучающихся. У многих учащихся проявился интерес развлекательного типа, в меньшей степени проявлялся интерес к результату обучения, познавательный интерес к теоретическому материалу не был определен. Также у подавляющего большинства учеников преобладает низкий уровень познавательного интереса, который характеризуется в отдельных случаях безразличным отношением к решению учебных задач или слабым проявлением активности только к новому материалу, касающемуся отдельных конкретных фактов, но не к познанию теоретического материала. Средний уровень определен лишь у немногочисленной группы учащихся, который проявлялся ситуативно и был направлен на поиск способа самостоятельных решений в процессе выполнения заданий по русскому языку при изучении нового материала. Следует отметить, что при выполнении заданий все учащиеся не проявляли длительной устойчивой познавательной активности и у них быстро иссякал интерес к работе без дополнительного внешнего стимула со стороны педагога. Полученные данные указывают на то, что младшим школьникам с задержкой психического развития необходима систематическая целенаправленная коррекционная работа по развитию познавательных интересов в процессе изучения русского языка, что позволит вовлечь учащихся в активную учебную деятельность, развить познавательный интерес к предмету и обеспечить результативность обучения.

Библиографический список

1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении : учеб. пособие / Г. И. Щукина [и др. ]. М. : Просвещение. 2008. 354с. 2. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности /Л. И. Божович. М. : Педагогика. 2007. 324 с. 3. Булатова О. В. Познавательный интерес младших школьников с задержкой психического развития в контексте регуляционного компонента общей способности к учению //Вестник Югорского государственного университета. 2017 № 1-1 (44). С. 29-34. 4. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте : пособие для учителя /А. К. Маркова. М. : Просвещение. 2009. 196 с. 5. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г. Морозова. М. : Знание, 2009. 246 с. 6. Рубинштейн А. В. Основы общей психологии / А. В. Рубинштейн. СПб. : Питер, 2000. 448 с. 7. Хубиева Ф. Р. Формирование познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности //Мир науки, культуры, образования. 2016. № 3 (58). С. 194-196.

Публикации по теме:

Дифференцированный подход на уроках и во внеурочной деятельности как средство повышения качества знаний младших школьников Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 муниципального образования Тимашевский район.

Использование алгоритмов на уроках русского языка и литературы Из опыта работы учителя русского языка ФМБОУ «СОШ № 2» а. Ассоколай Хачак Ю. Н. Использование алгоритмов на уроках русского языка.

Изучение и учет индивидуальных особенностей ценностных пониманий младших школьников Целенаправленная работа по формированию ценностных ориентаций младших школьников требует от педагога изучения и учета индивидуальных особенностей.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Проект «Развитие и формирование интереса детей к изучение бурятского языка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Проект «Развитие и формирование интереса детей.

Решение проблемы дисграфии на уроках русского языка в начальных классах В наше время вопрос образования учащихся является очень острым. Каждый год грамотность учеников снижается. Типичными проявлениями этого.

Решение проблемы дисграфии на уроках русского языка в начальных классах В наше время вопрос образования учащихся является очень острым. Каждый год грамотность учеников снижается. Типичными проявлениями этого.

Система работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе Звукобуквенный анализ – фундамент правописания Лингвисты и методисты обосновали, что обучение правописанию опирается на знания по фонетике.

Статья на тему «Развитие равновесия у младших умственно отсталых школьников на уроках физической культуры» Статья на тему «Развитие равновесия у младших умственно отсталых школьников на уроках физической культуры»Актуальность исследования. Умственная.

Виды словарной работы на уроках русского языка Виды словарной работы на уроках русского языка Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изучение познавательного интереса младших школьников с задержкой психического развития на уроках русского языка
Опубликовано: 19 ноября 2017 в 15:21
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Изучение познавательного интереса младших школьников с задержкой психического развития на уроках русского языка» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кириллова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД