Юлия Нальбиевна Хачак
Использование алгоритмов на уроках русского языка и литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы учителя русского языка
ФМБОУ «СОШ № 2» а. Ассоколай
Хачак Ю. Н.
Использование алгоритмов
на уроках русского языка
Из опыта работы учителя русского языка и литературы Хачак Ю. Н.
Использование алгоритмов на уроках русского языка
Публикация «Использование алгоритмов на уроках русского языка и литературы» размещена в разделах
- Литература. Уроки литературы
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Как учитель русского языка и литературы я пытаюсь находить более эффективные методы преподавания, чтобы сделать свои уроки не только интересными, запоминающимися, но и стараюсь ещё повысить грамотность учащихся.
Сегодня я хочу продемонстрировать, как мы вместе с учащимися составляем алгоритмы на уроках русского языка при изучении орфографических правил. Не каждый ученик, хорошо запоминающий правило, может применить его «на практике».
Что же такое «алгоритм»? Это выполнение ряда действий, операций, которые приводят к правильному результату. Казалось бы, выучи правило – и вот тебе результат. Но далеко не каждый ученик, выучив правило, может самостоятельно установить, как этим правилом воспользоваться («правило знаю – применять не умею»). А благодаря алгоритму, то есть четкому разложению сложного действия на части и описанию «шагов» в применении правила, теория сливается с практикой, знание переходит в умение и навык. Кроме того, алгоритмизация процесса обучения закладывает фундамент творческого мышления, способствует повышению уровня грамотности.
Таким образом, действия, направленные на выработку орфографических навыков, становятся вполне осознанными, а значит и более эффективными и продуктивными.
Темы раздела «Орфография» изучаются во всех классах. Например, в начальной школе учащиеся знакомятся с правописанием частицы не с различными частями речи.
В 5-м классе эта тема изучается опять. Учащиеся повторяют правописание не с существительными и прилагательными, в 6-м классе – с глаголами и местоимениями, в 7-м – с причастиями, деепричастиями и наречиями. Кроме того, изучая в 7-м классе тему «Частицы», ребята снова возвращаются к повторению темы «Не с различными частями речи». Алгоритм помогает объединить разбросанные по всем учебникам сведения и освобождает время для практических упражнений.
Работу над составлением алгоритмов обычно провожу на уроке после знакомства с правилом. Алгоритм помогает осмыслить это правило, потому что фиксирует ход рассуждений, заставляет анализировать каждую выполненную операцию Иногда даю готовый алгоритм целиком, иногда постепенно, шаг за шагом, путем наводящих вопросов вывожу учеников на самостоятельные составления алгоритма. Это способствует развитию логического мышления ребят. Поэтому им понятен ход рассуждений и многие простые алгоритмы они могут составлять сами. Составление алгоритма заставляет ученика думать, а не получать готовый результат. Затем я провожу работу по закреплению на многократном повторении действий. Вначале проводится устная работа, а затем письменные упражнения.
Наряду с этим я на своих уроках использую и личностно- ориентированный метод, как необходимый элемент для работы с детьми различных категорий.
Не для кого не секрет, что в наших сельских школах обучаются как и слабые, так и одарённые дети. И основная задача состоит в том, чтобы подтянуть слабого ученика до уровня среднего, при этом не потерять одарённых детей на наших уроках.
Таким образом, использование алгоритмов на уроках русского языка способствует повышению качества знаний учащихся по русскому языку, совершенствованию орфографической грамотности, а это приводит к повышению качества знаний по предмету.
При конструировании алгоритма ученики не просто узнают новый материал, а осознают принцип поиска, овладевают системой определенных действий.
Обучение алгоритмам можно производить двумя путями. Можно, например, давать учащимся алгоритмы в готовом виде, чтобы они могли их просто заучивать, а затем закреплять во время упражнений. Даже такая работа способствует формированию таких универсальных действий как умение работать по плану, сверяясь с целью, способность оценивать правильность выполнения учебной задачи.
А если учащиеся начинают составлять алгоритм в группе, то тогда эта работа будет направлена и на достижение таких метапредметных результатов (коммуникативных универсальных учебных действий) как умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; работать в группе-это находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
В своей работе я использую алгоритмы уже в 5-м классе. Учащиеся заводят тетради для правил, которые постепенно заполняются таблицами, схемами, алгоритмами, примерами, которые позволяют отрабатывать правила правописания при выполнении различных самостоятельных работ.
Я могла бы ещё долго говорить о столь любимой мною технологии. Но меня больше всего радует, что со временем этот метод не только не устаревает, а, наоборот, получает новое прочтение в ФГОС нового поколения, так как учит понимать и осваивать новое, конвертировать информацию, выражать собственные мысли, принимать решения. Теперь составление алгоритмов на уроках русского языка становится способом достижения метапредметных результатов.
Таким образом, можно сказать, что работа с алгоритмами способствует формированию и регулятивных, и познавательных, и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.
Предлагаю Вашему вниманию образцы таких алгоритмов.