Шульгина Ольга
Изучение и учет индивидуальных особенностей ценностных пониманий младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Целенаправленная работа по формированию ценностных ориентаций младших школьников требует от педагога изучения и учета индивидуальных особенностей ценностных пониманий младших школьников, потому что все дети воспитываются в разных условиях и соответственно у них формируются разные ценности.
Зона актуального развития – это совокупность представлений, знаний, навыков, умений, личностных качеств, которыми ребенок уже овладел и может пользоваться без посторонней помощи. Это сегодняшний день ребенка, степень его готовности к новому этапу жизни, к завтрашнему дню. Зона актуального развития определяется по уровню общего развития, степени сформированности тех или иных качеств, прочности усвоенного человеческого опыта, творческого применения приобретенного в процессе образования и воспитания багажа. Это и уровень обученности и воспитанности ребенка. На базе наличествующего в зоне актуального развития простраивается зона его ближайшего развития.
Публикация «Изучение и учет индивидуальных особенностей ценностных пониманий младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Зона ближайшего развития — уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности.
Именно ее определение позволяет педагогу формулировать, определять реальные и адресного характера задачи педагогической деятельности.
Из выше изложенного следует, что необходимо знать индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности ценностных пониманий младших школьников.
Индивидуальные психологические особенности ребенка - это такие проявления его личности, познавательной деятельности, отношений, которые отличают его от сверстников и делают неповторимым индивидом и субъектом. Изучение индивидуальных особенностей учащихся требует от педагога владения основами педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика — совокупность приёмов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного и воспитательного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия.
Для изучения ценностей ученика можно применять разные методики, некоторые из них рассмотрены нами на теоретическом этапе исследования.
Для своего эксперимента мы составили свою методику, основанную на ранжировании, в которой младшим школьникам предлагалось поставить на первые три места самые главные для них ценности, из десяти предложенных. Таблица ценностей и результаты по классу представлена в приложении 1. Данную методику мы апробировали на базе школы № 94 г. Кемерово во 2 "Б" классе.
При обработке результатов мы опирались на следующие критерии:
на первом месте - самая важная ценность;
на втором месте - важная ценность;
на третьем месте - мало важная ценность.
Анализируя результаты, мы получили: на первом месте по важности у учеников - это безопасность семьи (10 чел. -40%, на втором месте - это истинная дружба (7чел. – 28%) и на третьем месте по важности это - богатство (7 чел. – 28%).
Данные показатели говорят о том, что для детей в этом возрасте очень важно быть рядом с близкими, чувствовать себя защищенными, находится в кругу друзей, дружить и общаться, но не осталось и без внимания материальная ценность "богатство".
Продолжая анализировать полученные результаты, мы сделали следующие выводы:
- мир во всем мире (свобода от войны и конфликтов) выбрали 2 человека,
- единство с природой (слияние с природой) - 6 человек,
- свобода (свобода мыслей и действий) - 9 человек,
- самоуважение (вера в собственную ценность) - 5 человек,
- мудрость (зрелое понимание мира) - 5 человек,
- чувство принадлежности (ощущение, что другие заботятся обо мне) - 2 человека,
- уважение традиций (сохранение признанных традиций, обычаев) - 2 человека.
Анализируя полученные результаты, мы можем говорить о том, что у учащихся практически не сформированы следующие ценностные ориентации :
1. Уважение традиций (сохранение признанных традиций, обычаев). Работая с ребятами в дальнейшем на уроках и внеурочных занятиях, мы выяснили, что в их семьях нет традиций, обычаев, кроме как проведения совместных праздников и поездок. На одном из занятий мы специально отвели этому время, рассказали, что такое традиции и обычаи и вместе с ребятами придумали традиции, которые они хотели бы сохранить в своих семьях, нарисовали их и сделали выставку.
2. Мир во всем мире (свобода от войны и конфликтов). Почему ребята не выбрали данную ценностную ориентацию, судить очень сложно, так как на уроках и во внеурочных занятиях они всегда говорили о важности мира на земле, о страшных последствиях войн.
3. Чувство принадлежности (ощущение, что другие заботятся обо мне.). Не выбрав данную ценностную ориентацию как важную многими ребятами говорит скорее всего о том, что они не совсем поняли о чем идет речь.
Это говорит о том, что в профессиональной деятельности, на данные ценностные ориентации необходимо привлечь как можно больше внимания и прививать их подрастающему поколению.
Таким образом, предложенная нами методика из 10 ценностных ориентаций помогла нам провести анализ уровня сформированности ценностных ориентаций обучающихся младшего школьного возраста и определить приоритетные направления деятельности педагогов.
Приложение 1
Методика «Формирование ценностных ориентаций"
Для своего эксперимента мы составили свою методику, основанную на ранжировании, в которой младшим школьникам предлагается поставить на первые три места самые главные для них ценности, из десяти предложенных.
Список ценностей :
1. БЕЗОПАСНОСТЬ СЕМЬИ (безопасность для близких)
2. МИР ВО ВСЕМ МИРЕ (свобода от войны и конфликтов)
3. ЕДИНСТВО С ПРИРОДОЙ (слияние с природой)
4. СВОБОДА (свобода мыслей и действий)
5. САМОУВАЖЕНИЕ (вера в собственную ценность)
6. ИСТИННАЯ ДРУЖБА (близкие друзья)
7. МУДРОСТЬ (зрелое понимание мира)
8. БОГАТСТВО (материальная собственность, деньги)
9. ЧУВСТВО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ (ощущение, что другие заботятся обо мне)
10. УВАЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ (сохранение признанных традиций, обычаев)