Ирина Дремлюженко
Изучение английского языка в классах ЗПР с помощью картинок
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Изучение английского языка в классах ЗПР с помощью картинок»
В настоящее время основной целью обучения является развитие коммуникативных навыков, то есть разговорная речь должна занимать большую часть урока. Но каждый человек уникален, у каждого свой способ восприятия информации. Работая в школе-интернате, где есть классы обучающихся с диагнозом ЗПР, заметила, что простое обсуждение темы без наглядности вызывает у учащихся непонимание, невнимательность и отсутствие интереса. Напротив, когда новая лексика сопровождалась картинками, даже у слабоуспевающих повышался интерес, они активно отвечали и позднее, уже при отсутствии визуального сопровождения, вспоминали слова.
Публикация «Изучение английского языка в классах ЗПР с помощью картинок» размещена в разделах
- Английский язык в школе
- ЗПР. Задержка психического развития
- Иностранный язык в школе
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Если вспомнить учебники советских времен, то можно представить себе маленький формат книги с мелким шрифтом, чаще всего без картинок или редкие черно-белые рисунки. Позже стали появляться издания с цветными рисунками и фотографиями, но все же, шрифт и формат книги не менялся. Сейчас практически все учебно-методические пособия по английскому языку выходят в формате А4, текст крупный, а иллюстрациями усыпаны все страницы. Исходя из этих наблюдений, мы можем сделать вывод, что настоящее поколение учащихся практически всю информацию воспринимает с помощью иллюстраций. Когда они ищут информацию в интернете, им проще открыть в поиске картинки, чем скрупулезно просматривать текст.
Чтобы правильно скорректировать свою работу обучения английскому языку с задержкой психического развития, я решила сначала разобраться, что это за заболевание, какие это дети, что им интересно, как их можно привлечь к моему уроку, какие методы и приемы на уроке им будут более доступными и интересными.
Таким образом, использование визуального материала является важным аспектом в построении урока, так как фотография или рисунок – это прежде всего носитель полезной и интересной информации на современных уроках, в том числе и уроках иностранного языка.
Психологи считают, что четверо из пяти современных школьников визуалы и только один аудиал и/или кинестетик. Поэтому, вполне закономерно активировалось внедрение сервисов для создания и представления графической информации в информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) системы образования: видео, изображений, презентаций, слайдшоу.
У детей с задержкой психического развития отмечается недостаточная сформированность произвольного внимания, дефицитарность основных свойств концентрации внимания, объема распределения. Память детей с ЗПР характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушения внимания и восприятия. Продуктивность запоминания значительно ниже, чем в норме. Мыслительные процессы характеризуются недостаточным уровнем сформированности всех мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса. В речевом развитии отчетливо проявляются дефекты речи на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности. Снижена у детей память, особенно словесная. Мышление детей поверхностное, когда схватываются случайные внешние связи, а опускаются главные. Характерны слабость волевых процессов, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, либо вялость и апатичность. Отмечается проявление синдромов гиперактивности, а также повышенный уровень тревожности и агрессии.
Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего, ребенок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь.
Лучшим способом изучения иностранных слов, будет не зубрежка, а методика, основанная на ассоциациях и контексте. Наиболее простой и увлекательной техникой изучения, которая построена по принципу ассоциативного ряда, является использование картинок. Большая часть информации (80%) усваивается человеком через зрительные образы. Вы записываете слово, его транскрипцию и перевод на некую картинку-историю либо скачиваете из интернета уже готовые картинки, разделенные по тематикам: растения, фрукты, цифры, цвета, животные и т. д.
Однако намного удобнее, если сделать картинки самостоятельно. Тогда они будут с точностью соответствовать лексике урока или, даже, целого раздела. Так, при отработке новой лексики, распечатываю слова отдельно и предлагаю учащимся соединить их с картинками. Не стоит расстраиваться, когда дети не запоминают слова с первого раза, не могут правильно произнести звук или слово, не понимают грамматический материал. Дети с диагнозом ЗПР требуют к себе особого внимания, понимания их проблемы, терпения учителя и помощи всех, кто с ними работает.
Коррекционное обучение – это процесс активного усвоения опыта и знаний, полученных в результате систематически повторяющейся отработки учебного материала и усвоение способов применения полученных знаний. При подходе к выбору методов работы можно достичь определённых положительных успехов даже в обучении такому сложному предмету как иностранный язык.
Учитель английского языка МБОУООШИ №1 «Казачья» Дремлюженко Ирина Николаевна, 2018г., город Армавир