Анастасия Турутина
Из опыта работы по здоровьесбережению
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире самой животрепещущим вопросом является сохранение здоровья малышей. Сейчас в дошкольных учреждениях уделяется огромное внимание здоровьесберегающим технологиям, которые ориентированы на решение одной из главных проблем дошкольного образования - сохранить, поддержать и обогатить здоровье малышей.
Отдельные приемы этих технологий обширно используются преподавателями нашего дошкольного учреждения в разных формах организации педагогического процесса. Работа проводится с учетом особенности личности малыша, его личного развития, интересов и предпочтений. Первоначальными критериями для работы по профилактике здоровья малышей в нашем детском саду выступают обеспечение здорового ритма жизни и физические упражнения. Для каждой группы разработан режим с учетом возрастных особенностей групп, где отраженны такие здоровосберегающие технологии :
Публикация «Из опыта работы по здоровьесбережению» размещена в разделах
• Утренняя гимнастика;
• Прогулки с включением подвижных игр;
• Оздоровительная гимнастика после дневного сна;
• Ходьба по массажным коврикам (босохождение);
• Закаливание;
• Физкультминутки и паузы ;
• Оздоровительные досуги, развлечения.
Каждое утро начинается с гимнастики, которая содержит в себе: приветствие, гимнастические упражнения. Цель утренней разминки - поднятие эмоционального и мышечного тонуса малышей. Каждодневное выполнение физических упражнений содействует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у малышей начинать свой день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика проводится раз в день до завтрака в течение 10-15 мин., на воздухе либо в помещении (зависимо от погоды). Музыка, которая сопровождает каждое упражнение, создает хорошее настроение, оказывает положительное воздействие на нервную систему малыша
В содержание утренней гимнастики входят разные построения и перестроения, разные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным повышением двигательной активности малышей. Детям предлагаются упражнения на равновесие и развитие координации, подвижные игры и развивающие упражнения.
Прогулка обязательный оздоровительный момент в режиме нашего детского сада. Во время прогулок воспитатель играет с детьми в разные подвижные игры: игры с ходьбой и бегом: «Воробушки и автомобиль», «Коршун и наседка», «Быстро возьми», игры с прыжками: «Лягушки на болоте», «Кто быстрее», «Салки на одной ноге»; игры с метанием: «Попади в цель», «Забрось мяч в кольцо», «Зевака»; игры с лазанием: «Медведь и пчелы», «Перелет птиц» и множество других игр. Все игры подбираются с учетом возрастных особенностей детей, местом и временем проведения.
Любые подвижные игры развивают ловкость, быстроту, координацию движений и положительно влияют на эмоциональное состояние воспитанников.
После прогулок воспитатель проводит упражнения на релаксацию, которые помогают снять мышечное напряжение и возбуждение.
После дневного сна во всех группах ежедневно проводится гимнастика пробуждения, которая помогает сделать лучше настроение воспитанников, поднять мышечный тонус, также содействует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика проводится 7-15 минут. В гимнастику после дневного сна входят: дыхательная гимнастика, разминка в кровати, игровые упражнения (подражание птицам, животным, самомассаж, ходьба по массажным дорожкам.
Повышенное внимание в режиме уделяется проведению закаливающих процедур, содействующих укреплению здоровья в целом и понижению заболеваемости. Проводятся такие виды закаливания: прогулка, сон при открытых форточках (в летний период, хождение босиком в группе и на улице (в летний период, воздушные ванны (в летний период, обливание ног и рук водой, полоскание рта после пищи.
Ежедневно в процессе организованной образовательной деятельности и при необходимости, воспитателями проводятся физкультминутки в момент возникновения признаков утомляемости воспитанников (понижается внимание, возникает двигательное беспокойство). Используя разные виды физкультминуток (с текстом, с музыкальным сопровождением, в форме подвижной игры и др. ,воспитатель помогает детям отдохнуть после интеллектуальной нагрузки. Такие физкультминутки обычно содержат в себе пальчиковую, артикуляционную, гимнастику для глаз, точечный массаж.
Не считая всего перечисленного выше, в нашем садике проводятся спортивные досуги, спортивные праздники и развлечения. Они все соответствуют возрастным особенностям, стимулируют двигательную активность детей и содействуют объединению коллектива группы. При организации активного отдыха воспитатели учитывают климатические условия, особенности сезона и природные факторы.
Очень важную роль по внедрении здоровьесберегающих технологий в нашем садике отводится семье. Ведь даже самая наилучшая программка не сумеет дать хороший результат, если она не решается вместе с семьей. Проводятся беседы о профилактике здорового стиля жизни дошкольников, родительские собрания и личные консультации. В каждой группе в информационном уголке размещаются статьи с советами по безопасности жизнедеятельности, воспитание ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих, советы по правильному питанию, о пользе водных процедур и воздушных ванн и многое другое.
Большая роль отводится родителям в участии и организации активного отдыха. Они оказывают помощь воспитателю составе лиц, которые сопровождают детей на районные мероприятя,активно участвуют во внутрисадиковых спортивных мероприятиях. Все это сплачивает взрослых и детей, соединяя их в команду людей неравнодушных к воспитанию здоровой, любознательной, активной личности.
Все здоровьесберегающие технологии применяемые в наше дошкольном образовательном учреждении помогают сохранить и укрепить здоровье воспитанников, мотивировать их на здоровый образ жизни и увеличивает результативность воспитательно-образовательного процесса.